Как сообщили нашему журналу в АСИ, с нового учебного года в школах России внедряется единая модель — профориентационный минимум. Каждое учебное заведение выбирает один из уровней его реализации: базовый, основной или продвинутый. Занятия по профориентации будут проходить еженедельно.
«Министерство просвещения разработало методические рекомендации о реализации проекта. Решения практической части отданы на усмотрение регионов. В помощь школам мы разработали проект «Школьный кабинет профориентации», предполагающий бесшовное вхождение практической, производственной части в психолого-педагогическую программу профессионального минимума», — рассказала региональный сервисный уполномоченный (РСУ) Ивановской области Марина Кабанова.
Решение включает экскурсии, мастер-классы, профпробы для школьников. Важная часть проекта — консультации учеников с психологами для снятия неуверенности. Отсутствие веры в свои силы, страхи мешают ребятам в осознанном выборе профессии. Согласно результатам исследования РСУ, более 70% выпускников школ Ивановской области не могут определиться с будущей работой и выбирают учебные заведения по принципам «какой ближе к дому» или «заодно с другом».
В Сахалинской области с нового учебного года для учащихся 6-11 классов также будут проводить профессиональные пробы, встречи с руководителями предприятий, экскурсии. А с 8-го класса с ребятами начнут работать карьерные консультанты. «Сейчас у выпускников цель — хорошо сдать экзамены, а не выбрать профессию. Ни школьники, ни их родители зачастую не знают о профессиональных перспективах на Сахалине, и каждый третий выпускник уезжает учиться за пределы региона. Задача нашего проекта «Остров.ОК» — познакомить с возможностями построить карьеру на Сахалине, помочь сформировать план развития карьеры для школьника», — отметила РСУ Сахалинской области Виктория Домиканова.
Команда Удмуртии предложила создать Центр профориентации школьников, который станет координатором и единым окном для учеников, их родителей и учителей в вопросах профориентационной работы. Учащийся сможет пройти тестирование, попробует себя в максимальном количестве направлений за счет системного знакомства с профессиями не только в классе, но и в условиях профессиональных проб, получит дополнительные баллы при поступлении в профильные классы и ссузы. Родители перестанут «давить на ребенка», так как пройдут вместе с ним разностороннюю диагностику. Это снизит уровень тревоги и сомнений в правильности выбора ребенка и позволит сделать траекторию обучения понятной и предсказуемой. Учителя будут без проблем составлять и реализовывать план профориентационных мероприятий, опираясь на данные диагностики детей и вовлеченность родителей в процесс, без дополнительных отчетов смогут организовать для детей экскурсии и профессиональные пробы за счет договоренностей центра с работодателями.
Мурманская и Смоленская области сосредоточились на помощи в профессиональном самоопределении школьникам, которые воспитываются в детских домах или живут в отдаленных населенных пунктах.
«Как правило, такие ребята принимают решения о поступлении, исходя из установок «куда получится» и «лишь бы отсюда вырваться», — призналась РСУ Мурманска Вера Ольнева. В регионе разработали проект «ПрофТропа» — комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определенным видам деятельности. Помимо профессиональных проб и выездов на предприятия ученикам предлагают вести профориентационный дневник и создать свой проект вместе с наставником.
В Смоленской области хотят разработать мобильное приложение Junior Job для помощи детям в поиске подработки, стажировки, возможности пройти профориентационные пробы на базе заинтересованных организаций-партнеров.
«Предзащиты проектов, разработанных командами региональных сервисных уполномоченных, проходят по 14 жизненным ситуациям. Защита состоится в конце года во время финального мероприятия акселератора социальных решений Агентства стратегических инициатив», — сообщили в АСИ.