Основная часть опрошенных (64%) в целом положительно относится к трудоустройству школьников. Причем доля женщин здесь больше, чем доля мужчин, на 11% (58% и 69% соответственно). 16% относятся к работе в школьном возрасте нейтрально, 17% — отрицательно, 2% затруднились дать оценку.

64% россиян уверены, что школьники могут быть хорошими работниками. В частности, потому, что они активные и заинтересованные в развитии (32%), хотят быть финансово независимыми (20%), умные и сообразительные (12%). В то же время 17% считают, что школьники вряд ли могут хорошо справляться с работой, потому что им не хватает навыков и знаний (8%), у них низкий уровень ответственности (8%) и недостаточно мотивации (1%).

На вопрос про тип работы, подходящей для школьников, распределение ответов оказалось следующим: где не требуются специальные навыки — 54%, где подразумевается легкий физический труд — 52%, где подразумевается легкий умственный труд — 51%, где подразумевается креатив и творчество — 50%, где требуются цифровые навыки — 26%, любая работа — 18%.

При этом лишь 22% респондентов заявили, что у них на работе есть или были коллеги школьного возраста. Позиции, на которых работали школьники: стажер (53%), ассистент/помощник (45%), внештатный сотрудник (25%), линейный сотрудник (16%). Почти половина (47%) отметили, что в их компании трудоустроено не более трех школьников.

38% опрошенных россиян сами были трудоустроены в школьном возрасте. Среди остальных 22% хотели бы работать во время учебы в школе, но не нашли подходящие вакансии, у 8% не получалось совмещать работу с учебой, а у 7% родители были против. Еще 26% в этом возрасте даже не интересовались трудоустройством, так как считают, что в школе надо учиться, а не работать.

Среди тех, кто не работал в школьном возрасте, большинство по разным причинам сожалеют об этом: 28% заявили, что могли бы иметь собственные деньги, 24% — получить ценный опыт, 13% это помогло бы определиться с профессией, 6% это помогло бы будущей карьере.

«Ключевым плюсом трудоустройства школьников россияне назвали развитие самостоятельности. Кроме того, среди положительных моментов фигурируют повышение ответственности, появление собственного заработка, приобретение новых навыков, появление настоящего жизненного опыта, возможность накопить денег на определенную цель, развитие финансовой грамотности и помощь в определении будущей профессии.

Есть в трудоустройстве школьников, по мнению опрошенных, и минусы. В частности, это риск обмана со стороны работодателей, несовместимость работы и успешной учебы, высокая усталость и стресс, отсутствие свободного времени, а также негативное влияние на здоровье. Кроме того, некоторые считают, что работа в школьном возрасте может быть опасна и провоцировать конфликт с родителями», — прокомментировала аналитик hh.ru Анастасия Кабинова.