«Ориентиры развития науки и высшего образования заданы президентом в его послании к Федеральному Собранию, указе о национальных целях и в обновленной Стратегии научно-технологического развития. Опираясь на уже сформированный задел, планируем обеспечить достойный вклад в достижение технологического лидерства и других национальных целей. Сконцентрируем усилия на двух ключевых направлениях — подготовке высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и развитии передовых исследований и разработок», — подчеркнул Валерий Фальков. ⠀
Совместно с Минпромторгом проработаны запросы ключевых отраслей. Например, в национальном проекте «Беспилотные авиационные системы» предусмотрена подготовка кадров с точностью до региона и конкретного специалиста до 2030 года. Аналогичная работа проведена по формируемым нацпроектам «Экономика данных», «Станкостроение» и «Радиоэлектроника».
Зарекомендовал себя флагманский проект Минобрнауки «Передовые инженерные школы», в рамках которого готовят специалистов под запросы технологических компаний. На сегодня создано 50 инженерных школ, к 2030 году их количество увеличится до 100.
Валерий Фальков заявил о необходимости корректировки модели высшего инженерного образования. Суть изменения — усиление единого ядра инженерного образования с акцентом на практикоориентированность, подготовку специалиста за один такт при увеличении срока обучения и тесной связи с работодателем.
Для повышения качества медицинского образования будут обновлены стандарты, определяющие требования к педагогическим кадрам, клиническим базам, помещениям и материально-техническому оснащению, скорректирован ФГОС по клинической медицине, усовершенствован порядок открытия вузами новых образовательных программ (в принятии этих решений будет участвовать Минздрав). Кроме этого, предстоит организовать программу повышения квалификации преподавателей медицинских дисциплин в ведущих вузах и научных институтах, обновить оборудование, усилить связь с клинической практикой.
Ключевой приоритет Минобрнауки России — обновление национальной системы высшего образования. По указу президента реализуется соответствующий пилотный проект в шести вузах. Речь идет об усилении фундаментальной составляющей и поддержке соответствующих преподавателей. При этом по-другому должна быть организована практика. В совокупности это требует иных сроков подготовки по целому ряду специальностей и направлений. В самое ближайшее время будут представлены обобщенные выводы, а с 2025 года планируется масштабировать наработки.
ФОТО: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.