— В 2024 году завершаются национальные проекты «Образование» и «Наука и университеты», которые были направлены на модернизацию и развитие образовательной и научной сфер России. Результаты обоих проектов, на мой взгляд, более чем впечатляющие. Они способствовали повышению качества образования, укреплению научного потенциала и технологического суверенитета страны.
Национальный проект «Образование»
1. Создание и модернизация образовательной инфраструктуры
Построено и введено в эксплуатацию более 1400 новых школ общей вместимостью свыше 791 000 мест, из которых более 1200 школ на 778 000 мест построены с нуля.
Создано и функционирует более 17 000 центров «Точка роста», обеспечивающих доступ к современным образовательным программам для учащихся сельских школ и малых городов.
Открыто 280 детских технопарков «Кванториум», включая 145 на базе общеобразовательных организаций, способствующих развитию инженерных и технических навыков у детей.
2. Обновление материально-технической базы
776 образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы, обновили материально-техническую базу для проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
3. Повышение квалификации педагогических кадров
В субъектах РФ функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогов. Более 46% педагогических и управленческих работников прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам из федерального реестра.
В 33 педвузах открыты педагогические технопарки «Кванториум», обеспечивающие подготовку высококвалифицированных кадров для системы образования.
В апреле 2024 года заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова сообщила, что национальный проект «Образование» реализован более чем на 99%.
Национальный проект «Наука и университеты»
1. Увеличение доступности высшего образования
С 2020 года по поручению президента количество бюджетных мест в высших учебных заведениях России было значительно увеличено. В 2024 году их число возросло более чем на 50 000, а в новых регионах выделено дополнительно около 30 000 мест. Это позволило свыше 60% выпускников 11-х классов поступить на бюджетные места в вузах по очной форме обучения.
2. Цифровая трансформация образования
Активно развивалась цифровая инфраструктура университетов. Были созданы и усовершенствованы образовательные платформы, обеспечивающие доступ к качественному контенту. Это позволило вузам успешно адаптироваться к новым условиям, вызванным пандемией, и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
3. Развитие региональных вузов
Особое внимание уделялось региональным университетам. Большая часть выделенных бюджетных мест направлялась в субъекты РФ, что в свою очередь поспособствовало равномерному развитию высшего образования по всей стране. Более 50% выпускников школ и колледжей поступили в образовательные организации своих регионов, укрепляя связь между вузами и местным рынком труда.
4. Привлечение иностранных студентов
С 2018-го по 2023 год количество иностранных студентов в России увеличилось на 28%. Особенно заметен рост на программах магистратуры и специалитета — 61% и 57% соответственно. Наибольшее количество иностранных студентов обучается по программам бакалавриата: их число достигло 203 000 в 2023 году, что подтверждает повышенную конкурентоспособность российского высшего образования на международной арене.
5. Развитие научной инфраструктуры
Создание передовых инженерных школ и научно-образовательных центров стало важным шагом в интеграции науки и производства. Эти меры обеспечили подготовку специалистов, способных решать сложные научно-технологические задачи, и внесли значительный вклад в развитие промышленности и экономики.
Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что национальный проект «Наука и университеты» выполнен на 100%.