«Реализация третьей миссии подразумевает инкорпорирование теоретических знаний и умений в практическую деятельность и практические решения, — заявил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, директор Института социально-экономического проектирования НИУ «Высшая школа экономики» Артем Шадрин. — Таким образом, третья миссия университетов заключается в их влиянии на социально-экономическое развитие городов и территорий присутствия».
Эксперт рассказал, что Институт социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ определяет три направления реализации третьей миссии.
Первое — вуз как аналитический центр, помогающий в выработке государственной политики, развитии территориальных кластеров. Среди университетов, которые более всего продвинулись в данном направлении, — РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовая академия.
«Многие университеты принимают участие в развитии своих регионов в роли аналитических центров, — подчеркнул Артем Шадрин. — Более чем в сотне вузов созданы «Точки кипения» — площадки для обсуждения задач социально-экономического развития территорий».
Второе направление — проектное обучение. Студенты могут быть вовлечены в проекты не только на стадии реализации, но и на этапе постановки задач.
«Участие в проектной деятельности служит качественным средством развития общих, универсальных компетенций — умения работать в команде и укладываться точно в срок, навыка принятия и делегирования ответственности и т. д., — заметил эксперт. — Согласно опросу, работодатели ставят эти умения (soft skills) на второе место после узкопрофессиональных компетенций».
Наконец, третье направление — партнерство университетов с социально ориентированными некоммерческими организациями, или «обучение служением».
«СО НКО являются теми структурами, которые апробируют новые социальные проекты в обществе», — сказал Артем Шадрин.