«В 2023 году выделено 251 783 места по 23 укрупненным группам специальностей и направлений, которые имеют определяющее значение для технологического и экономического развития России. Лидерами по количеству бюджетных мест стали «Информатика и вычислительная техника» (почти 50 тыс. мест), «Машиностроение» (более 21 тыс. мест), «Электро- и теплоэнергетика» (почти 20 тыс. мест), «Техника и технологии наземного транспорта» (более 18,5 тыс. мест)», — рассказал Валерий Фальков.

Он признал, что из-за недостаточно высокого качества подготовки по естественно-математическим наукам в школе сокращается количество ребят, выбирающих для сдачи Единого государственного экзамена предметы, необходимые для поступления на направления инженерного профиля. За последние 6 лет число выпускников, сдающих физику, уменьшилось на 48%, математику — на 33%, биологию — на 25%, химию — на 11%.

«Работу по повышению престижа профессии инженера необходимо проводить совместно — государству, вузам и предприятиям», — подчеркнул Валерий Фальков. Со стороны Минобрнауки уже реализуется ряд мер. В частности, это две стипендии Правительства РФ: имени С. П. Королева (для учащихся вузов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела) и имени К. А. Валиева (для учащихся, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности).

Еще одной важной мерой совершенствования подготовки инженерных кадров, в первую очередь для субъектов РФ, стали образовательные программы в сетевой форме. Благодаря им региональные вузы объединяют компетенции с ведущими университетами страны. «Программа стала своего рода решением проблемы оттока абитуриентов из регионов», — заметил министр.

Он напомнил, что подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности является целью федерального проекта «Передовые инженерные школы». 30 таких школ открылись на базе вузов в 15 субъектах РФ. Участникам проекта в течение трех лет будет направлено 37 млрд рублей, главным условием создания школы стало привлечение вузом промышленных партнеров.

«Замысел очень простой: есть партнер, который ставит реальные инженерные задачи, а уже через их решение трансформируется инженерное образование», — пояснил Валерий Фальков.

По его мнению, важным элементом развития инженерного образования в России стало создание сети современных университетских кампусов. На базе вузов будет появляться новая технологичная инфраструктура, где на современном оборудовании студенты, преподаватели и ученые смогут совместно заниматься прототипированием, конструированием и другими инженерными задачами. Уже в 2023-2024 годах свои двери для них откроют кампусы: МГТУ имени Н. Э. Баумана в Москве и Калуге, УрФУ — в Екатеринбурге, НГУ — в Новосибирске.

«Это новые пространства, которые мы будем осваивать с предприятиями реального сектора экономики. И большинство лабораторий, инновационных площадей должны быть созданы с их участием, исходя из их потребностей», — резюмировал руководитель Минобрнауки.