Учащиеся и преподаватели вузов 65 регионов проходили опрос и выделяли главные тренды на ближайшие годы по восьми направлениям: «Демография», «Климат и экология», «Технологии», «Продовольствие», «Здоровье и пандемии», «Космос», «Энергетика», «Социокультура». В каждом направлении респонденты среди пяти-десяти трендов указывали до трех, которые они считают самыми важными.
Как прокомментировали журналу «Российское образование» в Агентстве стратегических инициатив, большинство опрошенных (87%) — студенты, преимущественно первого (36% респондентов), второго (26%) и третьего (18%) курсов. Среди самых активных участников опроса — представители Центрального (34%) и Приволжского (23%) федеральных округов.
По мнению 75% студентов и 70% преподавателей, проблема загрязнение Мирового океана и повышение его температуры — один из самых важных климатических трендов будущего. Большая часть респондентов — 84% педагогов и 81% учащихся — указали на важность развития искусственного интеллекта (ИИ) и прорывов в производительности труда. В сфере социокультуры почти половина опрошенных выделила влияние ИИ на рынок труда. Кроме того, порядка 50% обратили внимание на необходимость развития электротранспорта и транспорта на альтернативных видах топлива.
Трендами-аутсайдерами в направлениях по итогам опроса стали развитие возобновляемых источников энергии («Энергетика») и создание цифровых двойников здоровья граждан («Здоровье и пандемии»), а также смена приоритета от NetZero к вопросам климатической адаптации («Климат и экология»). Еще среди наименее важных трендов в сфере космоса респонденты указали радикальное снижение стоимости доставки грузов на орбиту.
При этом 59% преподавателей и 52% студентов обратили внимание на рост неравенства в мире и формирование миграционных трендов. Вместе с тем 51% учащихся и 43% педагогов обеспокоены ростом числа онкологических, сердечно-сосудистых и редких заболеваний у населения.
Говоря про космос, 60% преподавателей и 57% студентов указали на важность развития космических технологий, а также выработку новых подходов к их производству. Еще 58% учащихся и 50% педагогов выделили тренд «Рост спроса на еду за счет роста населения и процессов урбанизации».
Наибольшая разница в оценках студентов и преподавателей наблюдалась по трем трендам в направлениях «Энергетика», «Климат и экология». Так, 63% учащихся и 49% педагогов обеспокоены глобальным потеплением. 55% преподавателей и 45% студентов выделили развитие технологий повышения энергоэффективности. 42% студентов и 31% педагогов указали на развитие систем накопления энергии сетевой инфраструктуры.