Данная работа ведется в рамках проекта «Гильотина 2.0» под кураторством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко. Ее цель — ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов.
В Правительстве РФ журналу «Российское образование» рассказали, что уже до конца 2024 года Минстрой внесет изменения в приказы о правилах проектирования зданий общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций. Будут устранены рекомендательные нормы и положения, ведущие к увеличению себестоимости строительства и росту эксплуатационных расходов.
А в 2025 году ведомство в рамках проекта «Гильотина 2.0» начнет прорабатывать типовую проектную документацию по строительству школ с применением технологий информационного моделирования. Такая технология позволяет создавать виртуальную копию объекта, отслеживать все этапы строительства в режиме реального времени и оперативно вносить коррективы. Предполагается, что реестр типовых решений в дальнейшем будет постепенно пополняться новыми проектами. Использование оптимизированных типовых решений в строительстве школ и детских садов позволит минимизировать сроки их согласования и затраты на подготовку проектно-сметной документации.
Также в утвержденной «дорожной карте» предусмотрены мероприятия по актуализации нормативных документов Минстроя, МЧС, Минпросвещения, Минздрава, Роспотребнадзора и других ведомств. Это обеспечит комплексный пересмотр всех требований, которые регламентируют появление и функционирование школ.
«Строительство таких крупных социальных объектов, как школа, — это не только вопрос выделения бюджетных средств. Это вопрос исполнительской и финансовой дисциплины. Также это вопрос наличия земельного участка с требуемой площадью. В некоторых городах это становится барьером для появления новых школ в микрорайонах. Поэтому обновление нормативных документов и вытеснение оттуда устаревших или излишних требований ускорят появление новых школ в регионах. Плюс мы рассчитываем, что инвестиционно-строительный цикл будет оптимизирован за счет разработки типового проекта школы с применением технологий информационного моделирования», — прокомментировал Дмитрий Григоренко.
Подготовка «дорожной карты» проходила на базе Аналитического центра при Правительстве РФ с участием экспертной группы, в составе которой были директора школ, архитекторы, строители, представители региональных органов власти и общественности. Эксперты указали на широкий круг неактуальных и не отвечающих современным реалиям требований. После проработки с профильными ведомствами их замечания легли в основу плана мероприятий проекта «Гильотина 2.0» по направлению «Школа» с указанием сроков реализации на 2024-2025 годы. Подкомиссия по упрощению государственного регулирования при правительственной комиссии по проведению административной реформы под председательством вице-премьера Дмитрия Григоренко одобрила эту «дорожную карту».