По мнению Мишустина, в условиях санкций и ограничений отечественные предприятия особенно нуждаются в сотрудниках — разработчиках перспективных образцов техники, инженерах-системотехниках, программистах, представителях огромного перечня других специальностей, необходимых для усиления промышленного потенциала.
«Чтобы решить эти задачи, российская система образования должна стать более современной и конкурентоспособной на мировой арене. Поэтому нужно внимательно посмотреть на текущую ситуацию в данной сфере и выработать новые комплексные решения и подходы, — подчеркнул премьер. — В том числе для того, чтобы гибко реагировать на запросы текущего времени и текущей ситуации. Ведь сейчас мир проходит через очередной этап смены технологических укладов, что ведет к трансформации требований к существующим специальностям, а также к быстрому появлению новых профессий, для которых нужны глубокие компетенции в инновационных сферах. И, конечно, надо активнее привлекать талантливых молодых людей в сферу исследований».
Михаил Мишустин отметил, что благодаря мерам государственной поддержки промышленные компании смогли адаптироваться к непростым условиям. По многим направлениям наращивается выпуск наукоемкой продукции. Создаются эффективные инновационные решения. Для снижения зависимости от иностранных компонентов и оборудования правительство приняло решение о запуске крупных проектов развития собственных производств в самых разных отраслях: от станкостроения и изготовления авиационной техники до радиоэлектроники и фармацевтики.
«Все эти проекты серьезно расширяют горизонты задач для сферы образования и повышают ответственность наших ведущих вузов, которые служат примером для всех остальных учебных организаций, — сказал глава Кабинета. — В частности, в сельскохозяйственной отрасли к их числу относится Тимирязевская академия, в авиационной — МАИ, в атомной индустрии — МИФИ. Системообразующий для станкоинструментальной отрасли — «Станкин». Флагман отечественного инженерного образования — МГТУ имени Баумана».
По мнению Михаила Мишустина, крупнейшие университеты первыми должны измениться, чтобы в полной мере соответствовать современным вызовам, стоящим перед Россией. «Для этого необходимо переформатировать их основные направления работы. Скорректировать принципы организации как образовательных программ, так и научных изысканий и разработок. Обновить кадровую политику, прежде всего в части формирования преподавательского состава, — призвал премьер. — Важно, что одновременно они становятся экспериментальными площадками для предлагаемых мер и новаций, которые впоследствии уже более широко начнут внедряться во всех регионах страны».