Институт развития профессионального образования, подведомственный Министерству просвещения РФ, представил итоги первого международного анализа национальных систем технического и профессионального образования пяти государств БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. В сборник вошли 20 аналитических статей, 54 кейса и 32 расчетных показателя, а также организационные схемы систем образования стран-участниц интеграционного объединения.

«За последние четыре года количество студентов системы профобразования в странах БРИКС возросло на впечатляющие 20%, что подчеркивает важность качественной подготовки специалистов для устойчивого развития экономики наших государств», — заявил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.

Ключевой тренд систем профобразования стран БРИКС — ориентация на потребности рынка труда и гарантированное трудоустройство выпускников.

«В России эта задача успешно решается через инструменты федерального проекта «Профессионалитет», который направлен на подготовку квалифицированных специалистов в рамках 24 приоритетных отраслей экономики — от машиностроения и энергетики до химии, фармацевтики, сельского хозяйства, IT и сферы услуг. По состоянию на 2025 год, проектом охвачены 86 субъектов РФ, создано 506 кластеров, объединяющих более 1400 колледжей и 2400 работодателей. К 2030 году планируется развернуть не менее 940 кластеров в 89 субъектах, вовлечь свыше 3000 образовательных организаций и 4000 работодателей», — рассказал Виктор Неумывакин.

Результаты исследования, проведенного Институтом развития профессионального образования России, получили высокую оценку на заседании Альянса БРИКС ТПОП в Бразилии и нашли отражение в новой Декларации министров образования государств БРИКС 2025 года. Проект уникален тем, что это первая комплексная оценка вклада систем профобразования в разные аспекты жизни стран БРИКС: человеческий, экономический потенциал страны и реальный сектор экономики, развитие технологического и инновационного потенциала, сохранение исторического и культурного наследия.

«Уникальна методика исследования. Это первый опыт формирования единой и понятной системы индикативной оценки влияния профессионального образования на основе статистики для государств БРИКС. Мы надеемся, что наш проект положит основу созданию совместной системы оценки качества профобразования стран БРИКС. В ходе работы собраны уникальные материалы о системах профессионального образования каждой из пяти стран, проведен сравнительный анализ статистических данных, сформирована обширная коллекция успешных практик и примеров государственной политики и местных инициатив, оказывающих позитивное воздействие на развитие человеческого капитала и экономики наших государств», — прокомментировал ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников.