Международный издательский дом «ЕвроМедиа» продолжает проведение онлайн-конференций, посвященных самым актуальным вопросам в экономике и социальной сфере России, с учетом опыта, приобретенного в результате распространения пандемии коронавируса. Сегодня, 14 августа, в рамках подготовки специального выпуска общефедерального журнала «Российское образование» состоялась дискуссия на тему «Роль ссузов в подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики страны» (на платформе Zoom).

В последние годы тема перезагрузки и активного развития профессионального образования обсуждается на всех уровнях власти. «Как показывает исторический опыт, выход на передовые, новые рубежи, достижение амбициозных, больших целей всегда обеспечивались серьезными изменениями в профессиональном обучении. Так было и при проведении петровских реформ, и в период бурного промышленного роста в России в конце XIX века, и уже в советское время в ходе индустриализации, других масштабных проектов развития. Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире. Система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки. Речь идет не только об обучении ребят, которые закончили школу, но и о переподготовке уже состоявшихся специалистов, потому что каждому человеку сегодня нужно учиться постоянно, в течение всей жизни», — процитировал модератор онлайн-конференции главный редактор журнала «Российское образование» Максим Федоров президента РФ Владимира Путина.

В своем видеобращении к участникам дискуссии заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Лариса Тутова подчеркнула, что заинтересованность в среднем профессиональном образовании в стране сегодня высока: в техникумах и колледжах обучаются более 3 млн молодых людей. «Растет не только качество СПО, но и заинтересованность в получении этого уровня образования со стороны наших школьников, — отметила депутат. — Сейчас мы даже говорим о том, чтобы среднее профессиональное образование сближалось с уровнем бакалавриата, высшего образования: настолько высока потребность в работниках технического профессионального образования».

Пандемия коронавируса дала понять: в ближайшее время колледжам необходимо научиться быстро реагировать на все изменяющиеся условия, стать более гибкими. «Временной интервал обучения рабочим специальностям должен сокращаться, — высказала мнение Лариса Тутова. — Обучение должно максимально соответствовать потребностям рынка труда. Также это касается умения подстраиваться под внешнюю ситуацию, вовремя кооперироваться, создавать образовательные альянсы и отвечать на вызовы работодателей».

Директор по развитию партнерской сети АНО «Университет 2035» Асият Мисирова уверена, что среднее профессиональное образование — одна из важнейших составляющих подготовки кадров для рынка труда. «Мы входим в совершенно новую эру подготовки специалистов, когда кадры для экономики готовятся не только для нынешнего времени, а на более долгий период — на ближайшие 5-10 лет и более. Нам необходимо активнее использовать все существующие на данный момент цифровые инструменты, чтобы формировать пул этих специалистов, — заметила эксперт. — В «Университете 2035» разработан ряд таких инструментов, где мы предлагаем обучение в том числе с использованием цифровых образовательных платформ. Кроме того, совместно с проектом «Молодые профессионалы» мы создаем онлайн-курсы по сквозным технологиям и многое другое. Достаточно активно привлекаем к работе компании, которые потом берут на работу выпускников колледжей. Сегодня пользователями наших платформ являются порядка 120 тыс. человек. Это учащиеся колледжей и студенты вузов. И все, кто присоединится к нашей экосистеме, получает доступ к более широким образовательным продуктам».

Участникам и зрителям конференции был представлен опыт развития СПО в различных субъектах России.

«Основополагающее конкурентное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала вместе с ростом уровня образования населения. И как раз в сфере среднего образования лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста региона и страны в целом. Основным фактором здесь выступает повышение качества образования профессиональных кадров, а это возможно при переходе средних профессиональных образовательных учреждений на инновационный путь развития, — заявил заместитель министра образования и молодежной политики Чувашии Илья Царевский. — Сегодня наша республика входит в число девяти регионов РФ по охвату студентов ссузов участием в проекте «Молодые профессионалы» и является вторым регионом, присоединившимся к движению WorldSkills Russia. Также четыре техникума Чувашии вошли в топ-100 лучших образовательных организаций по версии WorldSkills Russia. Студенты выступают на олимпиадах, где с успехом представляют свои колледжи. Побед у ребят немало, что в будущем им очень помогает. Мы тщательно мониторим ситуацию с трудоустройством выпускников наших ссузов, активно взаимодействуем с республиканскими службами занятости. В нынешнем году эта работа проходила в онлайн-формате, и достаточно успешно. Также уже не первый год идет активное сотрудничество с работодателями. И, как показывает практика, большая часть выпускников наших ссузов трудоустраиваются в первый же год».

Одна из важнейших отраслей экономики, нуждающихся в квалифицированных кадров, — строительная. По признанию директора Саранского строительного техникума Сергея Ведяйкина, сегодня ссуз и сам испытывает серьезные проблемы с кадрами, так как его преподавателями являются либо люди старшего, предпенсионного поколения, либо вчерашние студенты. Люди среднего возраста выбирают реальный сектор, где они могли бы зарабатывать хорошие деньги. Поэтому в первую очередь для эффективного процесса обучения молодых преподавателей техникум вынужден самостоятельно дообучать и стажировать на промышленных предприятиях.

Еще одной проблемой процесса обучения является несовершенство цифровых технологий, по которым потенциальный работодатель «не видит» свои будущие кадры. Он не может получить для себя нужную информацию, так как внутренние информационные системы ссузов не гармонизированы с внешними. По мнению Сергея Ведяйкина, необходимо разработать стандарт формирования «цифрового двойника студента», который мог бы стать доступным для бизнеса. В этом случае потенциальный работодатель будет уже видеть и «вести» своего студента, которому по окончании обучения предложит рабочее место на своем предприятии.

О важности взаимодействия с потенциальными работодателями упомянул и директор Саранского электромеханического колледжа Сергей Махалов. «Платформой современной модели профессионального образования должны быть требования работодателей, — сказал он. — В нашем ссузе работа построена таким образом, что преподаватель совместно с работодателем выделяет базовые технические компетенции, и это позволяет студентам применять полученные знания в знакомых и незнакомых ситуациях. Поэтому в колледже особое внимание уделяется социальному партнерству. Наши партнеры активно участвуют в работе со студентами, предоставляют рабочие места для практики, проводят их аттестацию, озвучивают требования к их компетенции. Мы ведем постоянный поиск новых партнеров. В настоящее время с нами сотрудничают около 60 предприятий и организаций — это решает проблему трудоустройства наших выпускников».

Важная тема — получение среднего профессионального образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Как рассказала директор Нижегородского Губернского колледжа Наталья Катышева, в ссузе созданы все условия для развития среднего профобразования, которые должны отличаться мобильностью, краткосрочностью и конкретностью. При этом в условиях пандемии необходимы хорошая информационная база, наличие эффективного интернет-сайта, электронных дневников и журналов, внедрение программы Moodle (среды дистанционного обучения) и др. Кроме того, считает директор, в нынешних условиях для базового колледжа подготовки ребят с инвалидностью и ОВЗ сложно проводить аттестацию и сдавать демоэкзамены. Нужно учитывать эти ограничения и адаптировать учебный процесс под их возможности.

Медицинские ссузы не готовят специалистов для реального сектора экономики, однако от профессионализма их выпускников не в последнюю очередь зависит эффективность миллионов работников предприятий. «Медицина — это хоть и не промышленность, но все же отрасль, и, как показали события последних месяцев, отрасль немаловажная, — обратила внимание директор Новосибирского медицинского колледжа Светлана Домахина. — И сегодня одна из самых серьезных ее задач — укомплектование кадрами. Здесь нельзя не отметить такие аспекты, как практикоориентированность, взаимодействие с работодателями, профориентация на конкретные специальности и, конечно, участие в проекте «Молодые профессионалы WorldSkills». Все это способствует тому, что к нам стали приходить более сознательные, более высокого уровня подготовки абитуриенты. В нынешнем году особенно. Мы ведем подготовку по семи специальностям, и конкурс для поступления в наш колледж в этом году достиг 20 человек на место. Это уже говорит о том, что это те люди, которые хотят учиться, и уровень подготовки у них уже будет значительно выше. А это решает главный вопрос — обеспечение высокого уровня подготовки медицинских кадров».

Запись конференции доступна на канале YouTube.

Подробный материал по итогам конференции будет опубликован в общефедеральном журнале «Российское образование», на официальном сайте журнала www.ruobraz.ru, на 10 интерактивных электронных площадках и в социальных сетях.