Слово редактора
Майские тезисы про глобальную конкурентоспособность
Сразу после инаугурации, состоявшейся 7 мая, переизбранный на четвертый срок президент Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству поручено добиться результатов в девяти приоритетных направлениях. Среди них — устойчивый естественный рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, стабильное увеличение реальных доходов граждан и уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, двукратное снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, доведение количества инновационных организаций до 50%, ускоренное внедрение цифровых технологий, вхождение страны в число пяти крупнейших экономик, создание в базовых отраслях высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.Как и шесть лет назад, когда вышли майские указы 2012-го, Владимир Путин ясно дал понять, что свое очередное президентство намерен посвятить вопросам, от решения которых зависят перспективы России не только в национальном, но и в международном масштабе, особенно в условиях все новых и новых вызовов.
По мнению редакции нашего журнала, один из таких вопросов — нацпроект «Школа лидеров», который Кабинет министров совместно с региональными властями должен разработать до октября. Задача максимум — обеспечить к 2024 году глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение страны в десятку ведущих по качеству общего образования. А для этого предстоит внедрить в отечественных школах новые методы обучения и воспитания, сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, запустить национальную систему профессионального роста педагогов, охватывающую не менее 50% учителей, модернизировать профобразование и возродить институт наставничества, увеличить не менее чем вдвое количество иностранцев, обучающихся в вузах и научных организациях РФ...
С одной стороны, перечисленные задачи слишком амбициозные, а с другой — вполне осуществимые при наличии политической воли у высшего руководства России (таковая имеется), солидном финансировании (в последние годы расходы на образование наращивает не только государство, но и частный бизнес), готовности самой отрасли к не всегда безболезненным, но крайне необходимым переменам (и заведующие детскими садами, и преподаватели школ, и ректоры вузов все активнее участвуют в апгрейде своих учреждений).
Внимательно прочитав этот номер нашего журнала, вы убедитесь, что де-факто реализация нацпроекта «Школа лидеров» уже стартовала, более того, имеются первые плоды. И это не может не радовать.
Максим Федоров, главный редактор журнала «Российское образование»