Точки роста. Согласно данным Минпросвещения России, по итогам 2019-2020 годов в рамках национального проекта создано свыше 140 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях, благодаря чему в подавляющем большинстве субъектов РФ уверенно снижается число учеников, обучающихся в третью смену. Открыто 5 тыс. центров «Точка роста» для школ в сельской местности и малых городах с обновленными учебными кабинетами для проведения занятий по информатике, основам безопасности жизнедеятельности и технологии, а также с помещениями для проектной деятельности.

В 369 коррекционных школах обновлена материально-техническая база. Более чем в 2,3 тыс. школ отремонтированы спортивные залы и стадионы, закуплены необходимое оборудование и инвентарь.

Техника — молодежи. Открыто 27 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Создан 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб», программами которых охвачено более 41 тыс. человек.

Активно развивается дополнительное образование: по итогам прошлого года создано 520 тыс. новых мест по всем направлениям, сеть детских технопарков «Кванториум» увеличилась до 220 единиц, из которых 85 — мобильные технопарки для охвата ребят, проживающих в сельской местности и малых городах.

Билет в будущее. Появилось 29 центров, координирующих ресурсы регионов для опережающей и профессиональной подготовки кадров, обновлена материально-техническая база 1,6 тыс. мастерских в учреждениях СПО.

Более 11 млн школьников приняли участие в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тыс. получили рекомендации о построении индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией в рамках проекта «Билет в будущее».


Учителя будущего. Более 20 тыс. педагогов повысили компетенции в области современных технологий, изучили новые возможности и преимущества использования цифровых платформ. Специалисты Рособрнадзора обеспечили методической поддержкой 252 школы из 24 субъектов, имеющих низкие результаты обучающихся. В 2021-2022 годах помощь получат еще 6 тыс. школ.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» создана инфраструктура, которая станет составляющей частью федеральной системы повышения квалификации педагогов. Проведена диагностика профессиональных дефицитов более 55 тыс. учителей. Среди наиболее востребованных навыков — цифровые технологии, дистанционное образование, работа со слабомотивированными обучающимися и функциональная грамотность обучающихся.

С 2021 года реализация этих мероприятий продолжается в рамках федерального проекта «Современная школа».

Семейный совет. В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» осуществлялась психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в вопросах образования и воспитания детей. Согласно данным Минпросвещения России, итогом реализации проекта стало создание консультационных центров в 72 регионах. За 2019-2020 годы проведено более 4,17 млн психолого-педагогических консультаций, при этом 99,6% граждан удовлетворены качеством оказанных услуг.

Среди наиболее востребованных тем в ходе консультаций — воспитание и образование детей с ОВЗ, помощь отстающим детям в школе и детям с речевыми нарушениями, особенности воспитания приемных детей, зависимость от компьютерных игр и социальных сетей, а также адаптация к дистанционному формату обучения. Эти темы легли в основу разработанных методических рекомендаций, а также материалов, размещенных на портале информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей».

Добро.ру. По данным Росмолодежи, согласно федеральному проекту «Социальная активность» за прошлый год создано 435 добровольческих и волонтерских центров. В рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Регион добрых дел» 37 субъектов получили софинансирование на реализацию практик по развитию добровольчества.

Более 18 тыс. добровольцев прошли обучение как в очном, так и в онлайн- формате. К концу минувшего года на портале «Добро.ру» зарегистрировалось около 2 млн пользователей.

Глобальные рейтинги. Россия обеспечила себе 12-е место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов вузов. Также подведены итоги реализации проекта 5–100, который завершился в 2020 году. Проект существенно повлиял на развитие отечественной системы образования и науки: 63 российских университета входят в глобальные рейтинги, процент российских публикаций в международных базах данных увеличился до 30%, а доля высокоцитируемых публикаций составила по итогам 50%.

Результатом работы по развитию современной цифровой образовательной среды стала разработка 1,7 тыс. онлайн-курсов от 110 университетов на 68 платформах, которые используют более 1,7 млн обучающихся.

Новые возможности. По информации Минобрнауки России, в рамках проекта «Новые возможности для каждого» в 2019-2020 годах за счет средств федерального бюджета по программам непрерывного образования обучено более 270 тыс. граждан. Среди образовательных программ — бизнес, экономика, IT, право, иностранные языки, искусство, дизайн, педагогика, управление образованием, муниципальное управление и другие программы, сформированные в соответствии со спросом на рынке труда.

Международная панорама. По итогам реализации проекта «Экспорт образования» введено 10,9 тыс. новых мест в студенческих общежитиях. Более 3,4 тыс. сотрудников 400 вузов из 79 регионов повысили квалификацию в области международной деятельности. В международной олимпиаде ассоциации «Глобальные университеты» приняли участие более 56 тыс. человек из 197 стран. 

Теги Голикова