— 2006 год. В России стартовал приоритетный национальный проект «Образование». Цель — комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате образовательные учреждения начали получать государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития, представителей талантливой молодежи стали поощрять денежными грантами, школьных педагогов начали включать в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство, в школы стали поставлять комплекты нового учебного оборудования, они также получили почти 10 тыс. автобусов.

2008 год. Начало поэтапного внедрения нового поколения федеральных государственных стандартов (ФГОСов), основанных на компетентностном подходе.

2010 год. Лучшие высшие учебные заведения страны стали объединяться в Ассоциацию ведущих университетов. Появляются вузы в статусе опорных и федеральных.

2012 год. Принят новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Цель — установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования.

Одна из ключевых целей начатых преобразований — улучшение качества российского образования. Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Наши школьники и студенты побеждают на международных олимпиадах и профессиональных конкурсах, ведется активная модернизация системы подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills.

Постановка стратегической цели по достижению нового уровня качества российского образования, которое соответствовало бы запросам и вызовам ХХI века, в полной мере касается и высшей школы России. В этой сфере государством за прошедшее десятилетие (начиная с 2006 года) предпринят ряд масштабных изменений самой структуры высшей школы. Ядро этих изменений — формирование современной эффективной сети российских вузов-лидеров, которые призваны стать своеобразными локомотивами для достижения поставленной стратегической цели. Вузы поделились на категории.


Федеральные университеты

— Название «федеральный» в данном случае обусловлено миссией и местоположением подобных университетов. Так, в России созданы макрорегионы, получившие название «федеральные округа». Соответственно, стратегической миссией федеральных университетов является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала данных территорий — обеспечение их социально-экономического и технологического прогресса передовыми интеллектуальными, научными и образовательными возможностями, решениями и практическими кейсами.

Эти решения и практики должны вырабатываться на основе тесной интеграции образования, науки и работодателей, представляющих основные отрасли макрорегиона. Стать таким инновационным институциональным интегратором — ключевая стратегическая задача, поставленная перед федеральными университетами.

Национальные исследовательские университеты

— Проект по формированию в России целого пула национальных исследовательских университетов (НИУ) стартовал в 2008 году. Вуз, претендовавший на включение в эту категорию (и на соответствующую бюджетную финансовую поддержку), как и в случае с федеральными университетами, должен был разработать стратегическую программу своего развития на десять лет и защитить ее на открытом конкурсе, организатором которого являлось Министерство образования и науки РФ.

Отбор НИУ осуществлялся на основе анализа современного состояния и предыдущей динамики развития конкурсанта за предыдущие годы. Анализ проводился по таким критериям, как кадровый потенциал претендента, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, а также качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной на конкурс программы развития.

Опорные университеты

— Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель их создания и главная миссия — кадровое, научное и образовательное обеспечение социально- экономического развития регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе.

Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов — снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет.

Помимо разработки программы развития к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете. Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете.

Отправная точка

— Отправной точкой в реализации нацпроекта «Образование» стал 2019 год. Именно с него начался новый этап развития системы отечественного образования. Минпросвещения утвердило методику расчета показателей по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Значительная часть средств нацпроекта направляется на межбюджетные трансферты. До 2024 года из федерального бюджета будет выделено 723,3 млрд рублей. Важнейшими направлениями стали обновление материально-технической базы всех образовательных учреждений, строительство школ, полная ликвидация третьей смены, внедрение новых методов обучения и обновление образовательных программ.

«Современная школа»

— Нацпроект состоит из десяти федеральных проектов. Больше всего средств (295,1 млрд рублей) выделят проекту «Современная школа». Благодаря его реализации к 2024 году будут обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, в том числе общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО. Деньги направляются на создание новых мест в школах, в том числе на ликвидацию третьей смены (45 млрд рублей), а 15 млрд рублей — целевые средства на создание дополнительных мест в школах, расположенных в сельской местности (без учета основной части федеральной поддержки). Это крайне важная задача: более 60% школ находится именно на селе, хотя контингент в них меньше, чем в городе.

«Цифровая образовательная среда»

— Деньги на дооснащение школ заложены и в других федеральных проектах. Например, развитие инфраструктуры будет также осуществляться в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Он направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием, развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Проекту «Цифровая образовательная среда» выделено 80 млрд рублей — столько стоят обеспечение стабильным и быстрым интернетом всех образовательных организаций и обновление их сайтов, а также создание сети из 340 центров цифрового образования для детей.

«Успех каждого ребенка»

— Отдельную поддержку получают и другие уровни образования: создаются кампусы в вузах, обновляется материальная база колледжей (полное переоснащение более 5 тыс. мастерских), развивается дополнительное образование детей. Выполняя задачи федерального проекта «Успех каждого ребенка», Минпросвещения уже открыло 900 тыс. новых мест допобразования. К 2024 году допобразованием должно быть охвачено 80% ребят в возрасте от 5 до 18 лет.

Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

Дополнительное образование

— До 1 сентября 2019 года Минпросвещения утвердит целевую модель развития региональных систем допобразования, которой отведена важная роль в повышении доступности качественного дополнительного образования несовершеннолетних.

В рамках целевой модели, в частности, планируется внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.

С целью эффективного использования ресурсов, имеющихся в образовательных организациях всех типов, в том числе в учреждениях культуры и спорта, будет продолжена инвентаризация инфраструктурных и материально-технических ресурсов.

К 2022 году в образовательных организациях разных типов должно быть создано 900 тыс. новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ. К 2024 году обновится инфраструктура для занятий физической культурой и спортом для 935 тыс. учащихся не менее 7 тыс. сельских школ.

Кроме того, детские технопарки «Кванториум» появляются во всех регионах. В каждом субъекте создаются центры выявления и поддержки талантов, учитывающие опыт образовательного фонда «Талант и успех» — сочинского «Сириуса». Планируется открыть не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов.

«Поддержка семей»

— Федеральный проект «Поддержка семей» к 2024 году может охватить 20 млн родителей. С этой целью создан федеральный портал, где можно будет найти информацию о любых видах образования и получить помощь в вопросах усыновления. Основной целью проекта является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).

Создается также единый федеральный портал в рамках федерального проекта «Современные родители». Родители могут связаться с педагогами, получить консультацию и психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи — на это некоммерческим организациям будут выделяться субсидии. Сейчас в России работает около 100 таких центров.

«Учитель будущего»

— В рамках федерального проекта «Учитель будущего» педагоги должны пройти переподготовку, а «Российская электронная школа», виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории станут помощниками для преподавателей при подготовке занятий. Увеличивается количество центров профессиональной переподготовки.

Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста, и развитие системы наставничества как среди учителей, так и среди учащихся. К 2024 году будут созданы сеть из 100 межрегиональных центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских с современной материально-технической базой.

Открываются центры для талантливых детей по всей стране. Эту идею на уровне школьного образования продвигают Российская академия наук и Министерство просвещения.

Потрясающие результаты

— Честно говоря, когда несколько лет назад все это начиналось, у меня были большие сомнения. Сейчас же я вижу потрясающие результаты. Это наше будущее, потому что научно-технологический рывок нам по плечу.

Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить в России темпы экономического роста выше мировых, повышение продолжительности активной трудовой жизни граждан, условия для их успешной самореализации. В ближайшей перспективе образование должно рассматриваться не как затратная наряду с другими социальными отраслями, а как инвестиционная сфера, определяющая экономические успехи страны.

Единое базовое содержание

— Меня часто спрашивают, как я оцениваю сегодняшнее состояние нашей системы образования, что в ней хорошо, а чего не хватает, отвечает ли она вызовам времени?

В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Его цель — обеспечить качественное образование, одинаково доступное всем детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе.

Для этого приняты единые стандарты по всем предметам.

Создание условий для реализации индивидуальных траекторий обучения, безусловно, вызов для нашей системы образования. Десятилетняя подготовка в условиях жесткой дисциплины к сдаче унифицированного экзамена зачастую отбивает у ребенка живой интерес к учебе. И здесь есть над чем работать. Многое зависит от учителя.

Профессиональные конкурсы педагогов

— Профессиональные конкурсы педагогов способствуют открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, повышению социального статуса и профессионализма работников образования. Позволяют осмысливать происходящее в современном детском саду и школе, прогнозировать профессиональное развитие педагогов и проектировать дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Кроме того, современной системе образования нужны талантливые управленцы, настоящие лидеры, которые могут продемонстрировать, как эффективно выстроить командную работу, сплотить коллектив для достижения наилучших образовательных результатов. Именно от них во многом зависят успех образовательной организации, раскрытие потенциала учащихся и развитие системы образования в целом. И в этом смысле конкурсные движения позволяют выявить лучших представителей системы образования, опыт которых станет вдохновляющим примером для других.

Карьерные траектории

— Для российского образования сегодня очень важна идея о нескольких карьерных траекториях для одного человека. И если раньше полученное среднее или высшее образование давало возможность быть успешным на протяжении всей профессиональной жизни, то теперь обязательным условием становится непрерывное обучение.

Российской системе подготовки специалистов предстоит адаптироваться к изменениям на рынке труда, что невозможно без смещения акцентов с получения знаний на развитие универсальных навыков XXI века. Вот главные задачи, которые стоят перед нашим современным образованием. 

Теги Тутова