Поэт рассчитывал продолжить обучение в Петербургском университете, то ли его прельщала возможность учиться в столице, то ли тянул в город муз мятежный творческий дух. Так или иначе, в переводе из одного вуза в другой Мишелю отказали…
Чтобы продолжить образование, Лермонтов поступает в двухгодичную школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, основанную по инициативе Николая I специально для молодых дворян, обучавшихся в университетах и частных пансионах и потому не получивших начальной военной подготовки. К слову, практически в то же время туда же поступает и Мартынов, тот самый, с кем спустя девять лет Михаил Юрьевич сойдется в последней дуэли… А живет юный гусар в это время в двухэтажном особняке своего двоюродного деда Никиты Арсеньева.
Тогда военное ремесло было престижным занятием, а школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров считалась серьезным учебным заведением, где помимо специальных военных дисциплин изучали математику, географию, иностранные языки, теорию словесности и судопроизводство. Особой формы воспитанники школы не носили, каждый облачался в мундир будущего полка, а потому учебное заведение еще называли «пестрым эскадроном». Школа была известна своими вольностями: даже самые строгие наставники никогда не забывали, что имеют дело с золотой молодежью тех лет, а потому обращение с ними было мягким и гуманным. Однако и воспоминания о казарменных порядках, царивших в «пестром эскадроне», не преувеличены: сам Лермонтов называет годы, проведенные там, «страшными».
Правда, таким эпитетом поэт обозначит сей период лишь по выходе из школы, но в бытность юнкером он не позволил себе ни одной жалобы. Кроме шутливой молитвы:
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
(«Юнкерская молитва»)
Интересно, что из творческой биографии поэта период юнкерской школы обычно выпадает, как будто в это время он совсем не брал перо в руки или брал, но для того, чтобы написать что-то неважное или скабрезное, а потому недостойное официальной биографии. Главным образом это время ассоциируется с поэмами «Петергофский праздник», «Гошпиталь», «Уланша» — малоприличными и непечатными. Однако литературоведы сходятся во мнении, что все написанное Лермонтовым в тот период встраивается в общую систему эволюции его творчества. Это лишь очередная ступень в поиске своего пути, без которой понять то, что делал Лермонтов в других признанных шедеврах, невозможно.
В памяти однокашников Михаил Юрьевич остался человеком, ничем особенным из юнкерской массы не выделяющимся. Вспоминали его с должной степенью приязни, как душу удовольствий, кутежей и бесед. Такая перемена в характере нелюдимого и несговорчивого поэта, не обделенного волей и вечно противостоящего всем, обусловлена инстинктом самосохранения. К нестандартной своей сущности Мишель подогнал повадки остроумного и бесшабашного гусара. Считается, что именно поэтому под влиянием обстоятельств и недостойных товарищей поэт писал непристойности и только потом превратился в нашего любимого утонченного Лермонтова.
...Как и в любой юношеской среде, в «пестром эскадроне» популярностью и уважением сверстников пользовались те молодые люди, кто умел на ходу сочинять забавные стишки и быстро, а главное смешно срисовывать с натуры. Как вы понимаете, Лермонтов, обладавший способностью подмечать в каждом комические и слабые стороны, менее чем через год после поступления в школу становится признанным юнкерским бардом и карикатуристом. Для этого пришлось перестроить свое перо на легкомысленный, а местами даже циничный лад. И, опередив соперников, начать первым смеяться над самим собой. Да, Мишель вводит сам себя в юнкерский фольклор под именем ловкого и сообразительного горбуна Маешки — главного персонажа поэм «Петергофский праздник», «Гошпиталь», «Уланша». Поэмы написаны для рукописного журнала «Школьная заря».
Немногие догадывались, насколько тяжелой для поэта была маска проказника Маешки. Например, кавалергард Афанасий Синицын метко прокомментировал новую личину Лермонтова: «По его нежной природе, это вовсе не его жанр; он на себя его напускает, и все из-за какого-то мальчишеского удальства, без которого эти господа считают, что кавалерист вообще не кавалерист, а уж особенно ежели он гусар».
На самом деле юнкерские произведения совершенно не характерны ни для предыдущего, ни для последующего творчества поэта. Рассмотрим этот тезис на примере поэмы «Гошпиталь». Главными героями рассказа в стихах стали юнкера князь Александр Барятинский, впоследствии покоритель Кавказа, и Николай Поливанов, известный под именем Лафа. Ради любовного развлечения они устраивают ночной поход в госпиталь, где князь Барятинский в темноте по ошибке вместо красивой служанки обнимает слепую, дряхлую старуху. Та поднимает крик, на который прибегает служитель со свечой, бросается на князя и сваливает его. Подоспевший в этот момент Поливанов, покоритель красавицы служанки, сбивает служителя и освобождает юного князя. Барятинского. Несколько бутылок шампанского смягчают неприятное впечатление от прошедшей ночи. Интересный факт сообщает первый биограф Лермонтова Павел Висковатов: князь Барятинский, бывший приятелем Мишеля по «пестрому эскадрону», впоследствии называл Лермонтова «самым безнравственным человеком» и «посредственным подражателем Байрона». Вероятно, не смог простить «камео» в циничной поэме… Изложенный в разговорном интонационном ключе новеллистический сюжет «Гошпиталя», ограничение его событийного состава единичным происшествием, наличие в этом происшествии признаков анекдотического случая, ироническое отношение автора к теме и героям поэтического повествования, наконец, эротическое содержание темы делают произведение великим памятником обсценной «школьной» поэзии.
Была в юнкерский период и проза, в частности текст, где описывается, как профессор химии фон дер Бздех отправляется в экспедицию, где его в пути застигает буря. Все явления природы последовательно уподобляются здесь разным проявлениям человеческого организма; торжествует материально-телесный низ. Литературоведы настаивают на том, что опыт написания юнкерских произведений, возможно, повлиял на то мастерство иронии, сатиры, отстранения в описании окружающего мира, которое проявилось потом и в серьезной прозе, и в стихах Лермонтова после 1837 года.
Нужно сказать, втайне от товарищей по школе Михаил Юрьевич продолжает писать свое и для себя, работает над начатыми еще в Москве вещами. Завершены «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», продолжается работа над романом «Вадим», который, к сожалению, остался неоконченным.
Два года, проведенные Лермонтовым в стенах школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, быстро промелькнули и окончились. Память о его пребывании увековечена созданием при Николаевском кавалерийском училище Лермонтовского музея, где собраны многочисленные предметы, относящиеся к имени великого поэта, а в 1914 году в саду школы русскому поэту был воздвигнут памятник.
ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений». Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.