В XX веке, когда за три столетия наблюдений за звездным небом с помощью телескопов уже было открыто немало новых звезд, в астрономии официально появился термин сверхновая. Официально — потому что до этого автором названия выступил еще астроном эпохи Возрождения Тихо Браге, впервые детально описавший такую вспышку. Сверхновая — это мощный взрыв, которым заканчивается существование звезд определенного класса. Их блеск при вспышке увеличивается на десятки тысяч звездных величин.
Время вспышки сверхновой звезды может быть разным. Длительность видимости известных объектов варьируются от 2 до 21 месяца. Возможно, свечение одной из сверхновых наблюдали не более недели. Но нам с вами, дорогие читатели, известна такая сверхновая, свет которой до сих пор можно увидеть с нашей планеты. Только не астрономический свет, а свет неугасимого таланта… Конечно, речь о Михаиле Лермонтове, которому удалось стать настолько яркой звездой русской культуры, что его свет разлился далеко за пределы литературы.
Первый сборник лермонтовских стихотворений был представлен аудитории еще при жизни поэта — в 1840 году. Сборник под названием «Стихотворения М. Лермонтова» включил всего 26 стихотворений и две поэмы, хотя к тому моменту в творческом багаже классика уже было около 30 поэм и свыше 400 стихотворений. Все тексты сборника, за исключением «Русалки» (1832), были созданы между 1836 и 1840 годами.
При этом Мишель лично выступил в роли редактора издания, проявив высокую требовательность при отборе материала и не включив в сборник даже свои ранние шедевры: «Парус», «Ангел», «Мой дом», «Небо и звезды». Сергей Дурылин отметил, что Лермонтов оказался крайне взыскательным редактором: его выбор произведений для публикации отличался безупречной точностью и художественным совершенством, превзошедшим аналогичные решения Пушкина, Гоголя, Тургенева и Достоевского. В отличие от многих современников поэт ждал полной зрелости своего таланта перед выходом в печать.
Датой рождения российского национального кинематографа принято считать 15 октября 1908 года. Именно в этот день состоялась премьера первого игрового короткометражного фильма «Понизовая вольница». Уже годом позже, в 1909 году, фирма «А. А. Ханжонков» выпускает первый в истории русского кино фильм по произведению Лермонтова — «Песня про купца Калашникова» режиссера Василия Гончарова. В следующем же году Петр Чардынин ставить фильм по юношескому роману Мишеля «Вадим». В том же году на экраны Российской империи выходит фильм Чардынина «Маскарад». До потрясений Первой мировой войны в стране снимут еще несколько картин по произведениям Лермонтова: «Демон» (режиссер Джованни Витротти), «Бэла» (режиссер Андрей Громов), «Беглец» (режиссер Александр Волков).
Следующие экранизации лермонтовских произведений снимаются уже в другую эпоху и в другой стране. Так, в 1926 году режиссер, сценарист и актер Владимир Барский, обратившись к творчеству поэта, экранизирует три кавказских произведения Лермонтова: «Княжна Мэри», «Бэла» и «Максим Максимыч». И если в дореволюционных картинах подчеркивались страсти и романтический пафос героев Михаила Юрьевича, то в первые годы советской власти акцент в сюжете сделан на экзистенциальную драму героя в условиях несправедливого устройства общества.
К столетию смерти поэта, в 1941 году, режиссер Сергей Герасимов экранизировал «Маскарад». В ленте нашли яркое воплощение всепоглощающие страсти, прекрасная, как ангел, женщина и весь «демонический романтизм» драмы. Большую роль в создании тревожной и загадочной атмосферы, характерной для лермонтовской драматургии, сыграла музыка к фильму, написанная великим советским композитором Арамом Хачатуряном.
Жемчужиной в ряду экранизаций Лермонтова стоит фильм Сергея Параджанова, снятый совместно с Давидом Абашидзе в 1988 году по сказке «Ашик Кериб». Фильм посвящен памяти Андрея Тарковского. Параджанов представляет сказку Мишеля как философскую притчу общекультурного масштаба, где повествуется о творчестве и власти денег, любви и жестокости, своем и чужом.
Еще одна заслуживающая внимания экранизация — телепостановка по «Герою нашего времени», снятая в 2006 году режиссером Александром Котом. В ленте задействованы известные актеры: Игорь Петренко, Эльвира Болгова, Юрий Колокольников, Сергей Никоненко, Ирина Алферова и другие. Сериал не прошел незамеченным, но вызвал весьма противоречивые отклики зрителей.
Жизнь поэзии Лермонтова в музыке не менее прекрасна, чем жизнь его произведений в кино. Композиторы-современники поэта писали музыку на его лирику и при жизни поэта, и уже после его гибели. Романсами стали стихотворения «Нищий», «Молитва», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Парус», «И скучно и грустно» и многие другие. Как отмечают литературоведы, Михаил Юрьевич вообще является самым «романсным» поэтом, правда сразу после Жуковского.
Сегодня известно примерно 2,5 тысячи вокальных произведений на стихи Лермонтова. В их числе 50 опер, 10 балетов, комическая опера, свыше 50 симфоний, поэм и кантат, а также музыка к спектаклям и фильмам.
Первым вокальным произведением на стихи Михаила Юрьевича стали «Горные вершины», которое создано в 1839 году дедушкой русского романса Николаем Титовым. Годом позже вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную...») Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Позже появилось еще несколько версий «Молитвы»: Даргомыжского (1844), Глинки (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной (1856), Кушелева-Безбородко (1857), Мусоргского (1865). Вообще, этим стихотворением вдохновились многие композиторы.
Лермонтовскую поэзию превратил в музыку и сам Петр Ильич Чайковский. Он переложил популярный среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a capella и написал романс «Любовь мертвеца». Большому музыканту отлично дался насыщенный драматизмом текст. Все дело в том, что Петр Ильич был поклонником лирики Лермонтова, а потому прекрасно осознавал, сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке.
Мы начали этот текст с того, что отождествили Михаила Юрьевича Лермонтова с негаснущей сверхновой звездой. И следует добавить, что, умирая, сверхновые стимулируют образования новых звезд, пополняя запасы межзвездного газа. Очень похоже на то, как недолгая, но, безусловно, яркая жизнь Мишеля, закончившись, продолжает создавать новые созвездия, вдохновляя гениальных поэтов, прозаиков, режиссеров, драматургов, композиторов своим ярким, неугасимым светом.
ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.