Демографический вектор

С переходом управления Крыма и Тамани к руководству Таврической губернии ее властям предстояло решать крайне сложную задачу заселения огромного пустынного края. Демографический вектор менял свое направление. Если всего несколькими годами ранее прилагались гигантские усилия, чтобы вывезти десятки тысяч христиан с полуострова, то теперь предстоял обратный процесс.

«Вольных» хлебопашцев в России на тот момент не было — только помещичьи крепостные, монастырские да государевы крестьяне. Государевы сами требовались для обработки удельных земель, так что переселить их в Тавриду в нужном количестве возможным не представлялось. Поэтому правительству пришлось прибегнуть к оригинальному способу — распределять земли в качестве наград «за заслуги» среди самих крупных помещиков, имевших обилие крепостных.

Таким образом, порядка 300 тысяч десятин земель Таврической губернии было распределено среди таких известных «птенцов гнезда Екатерины», как князь Григорий Потемкин, один из братьев Воронцовых, адмирал российского гребного флота принц Карл Генрих Нассау-Зиген, вице-адмирал Осип Дерибас и др. К землице «придавали мужичков», да и сами помещики-россияне имели собственных крестьян. Они и переселяли их на новые земли из Слобожанщины, Малороссии, курских, орловских, пензенских, тамбовских и других земель.

В 1796 году любимцу императрицы академику-естествоиспытателю Петру Симону Палласу было пожаловано имение Шуля в Симферополе, обширные поместья и дом (сохранился по сей день в парке «Салгирка»).

В феврале 1787 года правительство добровольно-принудительно начало наделять землями чиновников, которым вменялось в обязанность перебираться «с милого севера в сторону южную». На местах им вручались пустыри и находящиеся в казенной собственности сады для поддержания их в надлежащем порядке.

Вспомнили древнюю римскую практику наделения землей ветеранов. Отставные солдаты, инвалиды, увечные, выслужившие свои 25 лет «под государевым ружьем», получали в Крыму свои наделы. Сюда же переселяли незамужних баб и девок с целью обретения ими тут хозяйственных мужиков.

Учитывая древние традиции Тавриды, сюда же приглашали для поселения безземельных трудолюбивых иноземцев. Им выделяли по 50-65 десятин земли на семью, давали правительственную ссуду и освобождали от налогов на 10 лет. Уже к 1841 году только в Феодосийском и Симферопольском уездах насчитывалось десять колоний из болгар, греков, немцев. Переезжали в Тавриду также швейцарцы, сербы, евреи, чехи.

В Старом Крыму с 1802 года функционировали болгарские колонии. Понтийские греки жили у Балаклавы и Феодосии, где занимались сельским хозяйством и рыболовством. Армяне переселялись из-под турецкого Трапезунда и из Екатеринославской губернии и обосновывались в Симферополе, Карасубазаре, Феодосии, Евпатории, Старом Крыму, Армянском Базаре.

К середине XIX века Крым, как и в благословенные античные времена, представлял из себя настоящий «Новый Вавилон».


Верный путь

Несмотря на то, что государственной религией в империи было православие, а церковь не была отделена от государства, для Крыма правительство создало вполне комфортные условия веротерпимости.

С 1797 года швейцарские кальвинисты и германские менониты под руководством комиссионеров Циглера и Шуртера водворились в Крыму и образовались колонии: Цюрихталь, Нейзац, Фриденталь, Розеншталь, Кроненталь.

Ни малейшего ущерба для исповедывания ислама также не планировалось. Епископ Гермоген (Добронравин) в своем дореволюционном труде «Таврическая епархия» подчеркивает: «Высочайшим указом 23 января 1794 г. учрежден был Таврический магометанский духовный суд. Муфтию определено было жалованье от казны по 2000 р. в год. В уставе, Высочайше утвержденном в 1831 г., об управлении духовных дел магометан в Таврической губернии указан порядок избрания как муфтия, кадий-эскера и уездных кадиев, так и прочих должностных духовных лиц. В случае увольнения муфтия или кадий-эскера, объявляется чрез министра внутренних дел губернскому начальству Высочайшее повеление об избрании вместо них новых лиц. В таврическом духовном правлении присутствуют, под председательством муфтия, — кадий-эскер и симферопольский уездный кадий, а в январе или феврале, по назначению муфтия, бывает съезд в Симферополе всех кадиев для решения более важных вопросов. Магометанское духовенство заведует мечетями и татарскими училищами. Главным источником для содержания мечетей, училищ и духовенства служат так называемые вакуфы: это недвижимые имущества и капиталы, отданные татарами при жизни или по духовному завещанию в пользу мечетей, училищ и духовенства. Вакуфы эти до последнего времени находились в полном распоряжении муфтия и состоящего под его председательством духовного правления».

По подсчетам царских исследователей, в 1783 году в Крыму функционировали 1531 мечеть, 21 теккие (монастырей), 25 медресе и 35 мектебов, среди служителей ислама насчитывалось 5657 человек.

После присоединения Крыма к России с полуострова в Турцию пересилилось до 300 тысяч татар, увозивших с собой лошадей и скот. Принимали присягу императрице 188 тысяч.

Перед Крымской войной их было уже 295 тысяч, но после войны вновь эмигрировали свыше 181 тысяч жителей татарской национальности, оставив заброшенными 303 аула. В этих аулах и обосновывались переселенцы из центральных губерний.

В 1876 году была учреждена комиссия для изыскания способов к удержанию татар в Крыму. По данным епископа Гермогена, Положением о крымских татарах, поселянах и землевладельцах, изданным 28 сентября 1827 года, были обеспечены им личная свобода и право заключать с собственниками земли добровольные условия по владению и пользованию землею, равно свобода по переселению с одних земель на другие по взаимному соглашению с землевладельцами.

Во время присоединения Крыма к России все земли в Крыму были четырех родов: 1 — ханские: жившие на них татары могли продавать их и передавать в наследство как собственность; эти земли и отданы были татарам, которые владели ими до присоединения Крыма; 2 — мурзинские: жившие на них татары платили мурзам десятинную подать и работали в пользу мурз известное число дней, но не могли ни продавать их, ни передавать в наследство; 3 — усадьба: ею пользовались бесплатно как собственностью, 4 — пустопорожние земли, т. е. в ханское владычество никем не заселенные и никем не владеемые. На них безземельным татарам выдавалось по 50 десятин на семейство.

Таврический губернатор, генерал-майор Семен Жигулин ввел преференции и для удержания на месте и ногайского населения Крыма. Для отвлечения ногайцев от кочевой жизни им выдавали хлебные семена для посевов и сельскохозяйственные орудия. Их освободили от подушного оклада, налогов на содержание почты, мостов, дорог и рекрутской повинности.

Из западных губерний и Польши в Тавриду переселялись евреи. В Симферополе, Ялте, в Перекопском, Мелитопольском и Днепровском уездах (в черте оседлости) они открывали свои духовные правления при главных синагогах, в Карасубазаре и Севастополе — училища-хедеры.

Зато число караимов (разновидность иудаизма) за короткое время выросло с 70 семейств до 10 тысяч душ за счет переселения из Прибалтики.

Православным священникам, оказавшимся без прихода, также предписывалось отправляться на поселение в Таврическую губернию. Параллельно не препятствовали переселению и старообрядцам. Так, на азовском побережье Керченского полуострова, вблизи античного города Зенонов Херсонес, волжские раскольники основали село Мама Русская.

TASS_68928693_.jpg

Чумацкий шлях

Но не хлебом единым мог жить российский Крым. Империя планировала экономическое освоение его богатств и интеграцию в общероссийский рынок. Как раз караимская диаспора Крыма долгие годы занималась добычей соли с озер Сасык-Сиваш и Саки.

Еще в 1485 году хан Менгли-Гирей выдал ярлык одному из членов караимской общины Чуфут-Кале: «Сей ярлык получившему...тархану нашему Абрагаму...ни тамги, ни весовщины не требуют и не взимают; для Кефе, Крыма за осенние плоды, за хлеб, за муку, за деревянные доски, за киль, за соль, за медь, за краску (сурик), за сафьян».

Соляные озера были открыты у Каффы-Феодосии, у Перекопа. Француз Жильбер Ромм, посетивший Крым в конце XVIII века, утверждал, что крымчаки продают соль туркам из расчета 29 копеек за 3 пуда. Доходы от соледобычи шли напрямую в ханскую казну.

Откупом же на соль даже в 1779 году владел «крымский жид Авраам», а до присоединения Крыма к России — директор ханского монетного двора Абдул-Хамит-ага, отчислявший по 3 тысячи рублей в год в ханскую казну.

После присоединения к России была создана Таврическая соляная экспедиция, и уже в 1784 году по «Чумацкому шляху» чумаками-солеперевозчиками во внутренние губернии были вывезены 8134 фуры с солью.

Выгодный бизнес подмял под себя гофмейстер, граф Александр Безбородко, получивший в 1787 году в откуп на 8 лет все крымские соляные озера с обязательством ежегодно вносить в императорскую казну 5200 рублей.

В Крыму с переменным успехом пытались развивать шелководство, садоводство, добычу «горючего масла», производство сыра, злаковые и пр. Получалось не очень. Из сельхозкультур хорошо прижилось только виноградарство.