— Первые четыре года я училась в частном лицее, а в пятом классе перешла в школу № 87. На протяжении всех лет была отличницей и в девятом классе получила красный аттестат. Мне привили любовь к русскому языку и литературе — в этом заслуга преподавателя Оксаны Владимировны Павленко.

Одним из самых масштабных для меня стал всероссийский конкурс для руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года», который в 2021 году проводился в Ростове-на-Дону. В его основе лежит реализация проектов, придуманных непосредственно ребятами: собеседование с представлением себя и своего учебного заведения, социальный ролик на интересующую проблему современности. Участвуя в этом конкурсе, я открыла для себя возможности человека, способного вести за собой людей, что пригодится в будущем, увидела поистине талантливых сверстников.

Я участвую в сообществе волонтеров России и являюсь лидером детского объединения школы № 87 «Республика Надежда». Мы создаем и реализуем проекты по озеленению территории учебного заведения и города, по сбору макулатуры, средств для питомников. Среди наиболее успешных наших проектов — «Многонациональная елка». Он продвигает идею единства народов России, учит быть терпимее и добрее.

Именно такие небольшие достижения — как личные, так и общешкольные — дают мне живое общение с интересными людьми, саморазвитие и т.д.

На первом месте для меня всегда стояли и стоят семья, свобода, дружба. Я не могу представить себе жизненную ситуацию, когда можно было бы пренебречь этими ценностями. Еще одно значимое для меня слово — «мечта». Мне очень важно мечтать, превращать свои мечты в цели и реализовывать их. Без этого жизнь становится неполноценной, пустой. Поэтому я советую своим сверстникам мечтать, верить своей семье.

Мечты о педагогике — как раз из этого разряда?

— В XXI веке так много профессий, с которыми можно связать свою жизнь, что разбегаются глаза и мысли. Но еще в пятом классе я решила, что хочу быть учителем. Именно учителем, а не преподавателем, так как преподаватель лишь доносит информацию до младшего поколения, а учитель оставляет частичку своей души с каждым учеником, он делится своими взглядами на жизнь, его цель — научить и показать, поставить в пример, а не заставить.

Очень мудрые мысли. Мне кажется, что в вашей семье уже есть либо были учителя.

— Вы правы. Моя мама Анна Михайловна окончила педагогический университет по специальности «учитель географии и биологии», отец Сергей Геннадьевич учился на факультете физики и астрономии Южного федерального университета, но оба работали в школе. До моего рождения родители преподавали в нашем родном городе Сальске, но через три года вынуждены были бросить эту профессию в связи с переездом в Ростов-на-Дону.

Конечно, папа с мамой никогда не жалели о том, что сменили работу, так как жалеть о чем-то уже совершенном очень глупо. Но даже сейчас, спустя 16 лет, они часто рассказывают мне про своих учеников, вспоминают смешные моменты, страхи и переживания. Несмотря на столь длинный срок, родители помнят своих подопечных и до сих пор со многими поддерживают связь. Я очень горжусь ими. У папы и мамы получилось воспитать не только нас с братом, но еще одно молодое поколение.

То есть родители даже не пытались отговорить вас от учительской карьеры?

— Ни один человек ни разу не пытался переубедить меня в моем выборе, а семья, наоборот, поддерживает, считая профессию учителя благородной и достойной.

Было ли в вашей жизни событие, которое можно назвать посвящением в педагоги?

— В марте 2020 года мне удалось поучаствовать во Всероссийском конкурсе молодых профессионалов WorldSkills Russia по специальности «Преподавание в младших классах». Я считаю этот конкурс самой дорогой своей победой, так как именно он привел меня к мысли о педагогическом университете. «Ворлдскиллс» — программа, направленная на популяризацию ряда профессий среди молодежи, в том числе и учителя. Основной инструмент — соревнования-чемпионаты, участники которых демонстрируют профмастерство, полученное за месяц курсов, проводимых непосредственно перед конкурсом.

Именно WorldSkills Russia познакомил меня с одним из лучших учителей нашей школы — преподавателем математики Надеждой Ивановной Немец. Она являлась моим куратором и всячески помогала в подготовке к конкурсу. Вместе с ней на протяжении пяти дней мы ездили в Ростовский педагогический колледж. Сам чемпионат состоял из трех конкурсных дней, а также открытия и награждения. В первый день нам предстояло разработать урок на тему Великой Отечественной войны с элементами интерактива и сбором лего, с чем, на мой взгляд, я достойно справилась. Во второй день мы занимались программированием квеста для детей младшего школьного возраста, чтобы заинтересовать их в прочтении книги. А в третий день необходимо было провести урок с целью воспитания у ребят нравственных ценностей.

Из всех трех дней чемпионата мне больше всего запомнился второй: он состоял из наиболее современного способа преподавания, без старых методов педагогики. «Ворлдскиллс» стал для меня еще одной ступенькой к мечте — быть учителем. Он показал мне сложность данной профессии, раскрыл настоящий смысл педагога, познакомил с интересными людьми.

Конкурс Worldskills Russia также помог мне попасть в «Артек». В этом году мне посчастливилось побывать в международном детском центре, стране детства. Профиль моего отряда не был напрямую связан с выбранной специальностью, но, понаблюдав, с каким рвением и желанием там работают педагоги высшей квалификации со всей России, насколько они любят свою профессию, получают удовольствие от занятий с детьми, отдаются своему делу, мне захотелось вернуться в это легендарное место и попробовать себя в роли артековского учителя.

С предметом, который хотите преподавать, определились?

— В школе мне больше всего нравятся литература, химия и биология. Они интересные и увлекательные. Зная химию и биологию, можно ответить на вопросы о том, как все устроено, почему мы живем и т.д. А литература помогает определить главные жизненные ценности. Каждый предмет важен, и, выбрав один из них, я точно не прогадаю.

У вас уже была возможность попробовать себя в роли учителя?

— В нашей школе есть замечательная традиция на День учителя — День дублера. Учащиеся старших классов проводят интересные занятия для младших товарищей с тем, чтобы еще больше заинтересовать их в предмете и попробовать побыть в роли преподавателя. В этом году у меня появилась возможность принять участие в Дне дублера и стать учителем литературы, порассуждать с ребятами на темы любви, семьи, дружбы, взаимоотношений в коллективе. Наши педагоги, безусловно, помогали мне и другим ученикам, подсказывали и направляли, ведь мы испытывали непреодолимое рвение, сочетавшееся со страхом сделать что-то не так. Но я безмерно рада тому, как прошел этот день для всей школы и для меня лично. Я и раньше выступала на публике, однако это нельзя сравнить с ощущением, когда ты видишь заинтересованные глаза своих товарищей. После Дня дублера я еще больше утвердилась во мнении о том, что хочу быть учителем.

В какой педагогический вуз собираетесь подавать документы?

— Санкт-Петербург — город, в котором я хочу учиться. Он впечатляет меня своей красотой и грациозностью. На мой взгляд, в Северной столице я смогу получить необходимый уровень образования. Но над конкретным местом обучения еще не задумывалась.

Судя по вашей целеустремленности, подготовка к поступлению в вуз занимает у вас все свободное время?

— У меня очень загруженный график, в котором порой тяжело найти время на отдых или друзей. Я встаю в 5 утра, доделываю необходимые уроки, с 9 до 16 нахожусь в школе, а после иду на дополнительные предметы — до 20:00 каждый день без исключений. Возвращаюсь домой и снова занимаюсь. Также моя жизнь наполнена обязанностями по квартире, помощью близким, общественными делами. Если все-таки получается выкроить время, стараюсь ходить на йогу или в бассейн.

При таком графике у вашей семьи и товарищей не возникает вопрос: «Как ты до сих пор не перегорела?»

— Вопрос возникает, и часто. Но как на него ответить, я, если честно, не знаю. Видимо, я иду по своему тернистому пути, который очень сложен, отказываюсь от многих прекрасных моментов, которые могу провести с семьей или друзьями. Но я верю, что это лишь небольшой участок моей жизни, который приведет меня к чему-то большему, значимому и грандиозному — к моей мечте.

Вы — большой оптимист!

— Да, но это вовсе не значит, что я всегда на позитиве, полна сил и энергии, готова работать и с радостью выполняю обязанности ученицы, дочери, сестры, президента школы. Абсолютно нет! Я тоже порой встаю утром и не хочу ничего делать. Но я знаю, зачем все делаю, к чему иду, а это придает мне сил и терпения. Моя мечта стоит дороже, чем любой обычный человек может заплатить.

Мне не хочется останавливаться на достигнутом, а хочется двигаться вперед. Один близкий мне человек сказал: «Если ты не идешь к своей мечте, не реализуешь свои цели, то чем ты отличаешься от других? Никогда нельзя отказываться от своей мечты, а если ты это сделал, то ты слабый человек».

В вашем понимании хороший учитель — какой он?

— Хороший учитель — это не только прекрасное знание предмета и любовь к детям, но также саморазвитие, способность признавать неудачи, коммуникабельность, тактичность, умение слушать, доброта. Но я не люблю ставить в пример людей или восхвалять их: все по-своему хороши, а я отличаюсь от остальных и не хочу подражать кому-то.

Представьте, что вы окончили педагогический вуз и пришли работать в школу. Смоделируйте свой первый урок.

— Мой первый урок в качестве учителя будет моим первым опытом педагогики, так что, безусловно, я буду к нему тщательно готовиться, переживать. Когда ты выбираешь такую важную профессию, то берешь ответственность за себя, за своих подопечных и их будущее. Именно учитель на протяжении 11 лет находится с тобой большую часть времени, именно он закладывает основу воспитания и взгляды на жизнь. И передумать, решить в какой-то момент, что тебе не хочется преподавать, что тебе страшно, значит остановиться в борьбе за свою мечту, предать ребят, которые пришли к тебе на урок.

Мои родители всегда учили меня тому, что, если ты совершишь ошибку, это не беда. Беда будет в том, если ты решишь отказаться от всего, чего хотел, из-за одной ошибки. Я не верю, что с первого раза может получиться все, но необходимо стремиться к идеалу, что я и буду делать в выбранной профессии. Я буду стараться скрыть страх, неопытность и провести первый урок достойно. Надеюсь, что мои подопечные помогут мне, а я научу их.

Похоже, что вы будете очень добрым, внимательным, отзывчивым учителем.

— Я мечтаю стать учителем, к которому захотят прийти, чтобы спросить, рассказать, посоветоваться. Чтобы меня относили к педагогу, способному выслушать и правильно донести мысль. Считаю, что в любом деле имеет место быть строгость, но не хочу ставить ее на первое место в своей будущей работе. Главными моими задачами как учителя будут являться здоровые отношения с учениками, готовность помочь им, передать свои знания и опыт, заинтересовать в предмете. Основу человеческих качеств педагога должны занимать гуманизм, увлеченность, справедливость, организованность, доброта. Именно эти качества не поддаются трансформации, они всегда будут лидирующей основой любого хорошего учителя.

Широко распространено мнение о том, что сегодня профессия учителя недооценена. По вашему мнению, как вернуть ей прежние почет и уважение? Например, при помощи национального проекта «Образование».

— Я знакома с национальным проектом «Образование» и верю, что он поможет в решении проблем нашей сферы. К сожалению, в обществе распространено мнение о том, что «учитель должен». Неправда! Это общество в долгу перед учителем за то, что он проживает свою жизнь с каждым ребенком. Необходимо пересматривать отношение к педагогам, повышать престижность его работы, а для этого — поддерживать здравые, прогрессивные идеи профессионалов, в том числе молодых.

Мне кажется, что в СМИ есть дефицит информации о заслугах учителей, хотя ситуация и меняется к лучшему. Одним из значимых событий последних лет стало награждение ростовского преподавателя Эмилия Мазина, воспитавшего несколько поколений учеников. Считаю, это заслуживает уважения. Эмилий Александрович смог передать опыт и знания своим подопечным и тем самым повысить уровень образованности людей. Вот о чем, на мой взгляд, надо рассказывать в СМИ.

Можете привести цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно передает ценность педагогики и роль учителя?

— Это цитата греческого мыслителя Плутарха: «Ученик — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь ты его сможешь, только если сам горишь». Так вот, мне хотелось бы быть человеком, способным гореть самому, и сделать так, чтобы загорелись другие.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.