Почему из десятков профессий вы выбрали именно педагогику?

— Огромную роль в принятии решения стать учителем сыграло рождение младшего брата. Несмотря на то, что малыши не могут контролировать эмоции, я никогда не срывалась на него, хотя было много поводов. В принципе я всегда ладила с детьми. Многие знакомые говорят, что мне бы подошла профессия педагога. Очень вдохновил меня «Гарри Поттер». Хотя в этом фильме и не сильно затрагивается тема образования, в нем показаны прекрасные взаимоотношения учеников и учителей. Еще мне очень нравится фильм «Уроки французского» по одноименному рассказу Валентина Распутина. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, недоедает. Молодая учительница французского старается поддержать его. Подросток открывает для себя новый мир, где люди помогают друг другу, разделяют горе и радость.

Родители, друзья, знакомые одобрили ваше решение?

— Чаще всего, когда я говорю, что хочу стать учителем, мне отвечают: «С ума сошла? Зарплата маленькая, а работа трудоемкая!» Видимо, они считают, что люди в 16 лет все еще не способны анализировать и делать правильный выбор. Главное, что родители полностью меня поддерживают.

Какой предмет хотите преподавать?

— Биологию и химию. Еще в 7-м классе я определилась с естественнонаучным направлением. В биологии мне больше всего нравится генетика, в химии — гидролиз. Уважаю труды биолога Грегора Иоганна Менделя. Он сделал огромный вклад в развитие генетики, его теории очень удобны в применении.

Что можете возразить тем, кто считает биологию и химию скучными предметами?

— Возможно, их восприятие зависит от педагога, однако есть видеоуроки, лекции, сайты, где информация дана в более интересном виде. Поэтому фраза «Мне не нравятся биология и химия, так как это скучно» звучит глупо. Преподаватель может использовать фильмы, картинки, модели, чтобы ученикам было интересно изучать тему, ведь наглядный пример намного понятнее и легче усваивается детьми.

Какие качества в учителе вы считаете самыми главными и ценными?

— Мне кажется, что учитель должен любить не столько детей, сколько свой предмет. Детей важно не любить, а понимать. По моему мнению, качества, которыми должен обладать педагог: уравновешенность, гуманизм, харизма, чувство юмора, мобильность, коммуникативность.

Это в теории, а на практике? Можете назвать представителей отечественной и зарубежной педагогики, которые являются для вас авторитетом и примером для подражания?

— Их достаточно много. Василий Александрович Сухомлинский. Мне очень нравится его высказывание: «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка». Свои педагогические произведения Сухомлинский строит как диалог с ребенком и/или взрослым. В книге «Как воспитать настоящего человека» он пишет: «Красота — важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви».

Константин Дмитриевич Ушинский. Запомнилась его фраза: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Георгий Иванович Шавельский — профессор историко-филологического факультета Петроградского университета, эмигрировавший в 1920 году в Болгарию и организовавший там русские школы. Степан Михайлович Кульбакин — профессор Новороссийского и Харьковского университетов, член-корреспондент Российской академии наук, специалист в области славянского языкознания, уехавший в том же 1920 году в Югославию и представлявший там русские общественные педагогические организации.

Учиться где планируете?

— Хочу поступать в Ульяновский государственный педагогический университет. Этот вуз имеет хорошую репутацию. У меня там много знакомых, товарищей. Преподаватели в УлГПУ очень квалифицированные.

Какой представляете свою студенческую жизнь? Что вас вдохновляет, а что, возможно, пугает?

— Студенческая жизнь кажется мне очень интересной и насыщенной. Нравится, что в вузе есть практика. Боюсь встретить неуправляемых детей, но с ними можно найти контакт. На последних курсах планирую заняться репетиторством для опыта. Это очень энергозатратное и эмоциональное занятие, но, думаю, через несколько уроков смогу освоиться. В школе к нам приходила новая учительница по математике, только закончившая университет. Ей было сложно, так как она не могла найти общий язык с младшими классами: дети очень энергичные и не могут долго сидеть на одном месте. К счастью, через полгода учительница нашла к ним подход, и все стало хорошо. Думаю, что я тоже смогу найти подход к любому ребенку — не важно, через душевный разговор или через наглядные примеры. Главное, чтобы ребята поняли, что учитель им как друг.

Придя работать в школу, мечтаете о статусе рядового преподавателя или о чем-то большем?

— У меня очень большие амбиции. Минимум — директор/ заместитель директора в гимназии/лицее, максимум — основатель частной школы.

Очень серьезная заявка!

— Я уверена, что любой человек может достигнуть любых целей, главное — стараться. Буду всеми силами стремиться получить разрешение на строительство собственной школы и ее финансирование. Буду приглашать туда лучших преподавателей, платить им высокие зарплаты и бонусы в качестве поощрения. А до тех пор стану работать обычным учителем, участвовать в максимальном количестве конкурсов, чтобы меня заметили и назначили директором или заместителем директора школы.

Всероссийский конкурс «Учитель года» в вашем списке есть?

— Да, я хотела бы принять участие в этом конкурсе: мне необходимо будет найти недочеты в своей работе и исправить их для улучшения квалификации. Если не займу призовое место, не расстроюсь, а продолжу совершенствовать преподавательские навыки.

Я вижу себя справедливым учителем, который никогда не забывает, что он тоже когда-то был учеником. Еще я буду здравомыслящим учителем, строгим, но в то же время рассудительным. Буду пытаться найти подход к каждому ученику, чтобы его обучение проходило легче и в более комфортной обстановке.

Не опасаетесь, что это окажется сложной задачей? Сегодняшних школьников «учат» и «воспитывают» и улица, и социальные сети, причем нередко со знаком «минус»?

— Обучение и воспитание, несомненно, очень сложный процесс. Однако многие дети адекватные, и у них идет четкое разделение уличных и школьных норм поведения. Есть те, которым это надо объяснить. Есть те, которые принципиально отрицают все правила. С такими ребятами нужно работать (по возможности без участия родителей), проводить индивидуальные беседы, пытаться понять, почему они себя так ведут, и в крайнем случае привлекать пап и мам.

Назовите ключевые качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать настоящий педагог.

— Трудолюбие, уважение к ученикам, благородство, справедливость, коммуникативность, тактичность. В нашей школе есть такие учителя, и мы с одноклассниками вообще не прогуливаем их уроки.

К трудностям, в том числе материального характера, готовы?

— Я не для того собираюсь работать учителем, чтобы бояться трудностей. Я морально и физически готова к испытаниям. Да, труд педагогов недооценен, но, надеюсь, вскоре ситуация изменится к лучшему, и зарплата у работников образования станет значительно выше.

Значительно на сколько?

— По моему мнению, зарплата у учителя должна быть примерно 80 тысяч рублей. Важно понимать, что педагог — профессия очень сложная, требующая много здоровья, сил, нервов. Что было бы, если бы учителя не давали детям знания? Что было бы, если бы они сразу шли на работу? Ничего хорошего, ведь далеко не все родители смогут дать своим сыновьям и дочерям хорошее образование самостоятельно.

Что вы знаете про национальный проект «Образование», на который педагогическое сообщество возлагает большие надежды, включая решение проблем, о которых говорите и вы?

— Считаю, что национальный проект поможет максимально реализовать потенциал и учителей, и учеников. Предстоят увеличение финансирования отрасли, активное внедрение новых форм обучения, строительство современных школ, подготовка квалифицированных кадров. Последняя задача мне как будущему педагогу кажется особенно важной, поскольку многие учебные заведения испытывают дефицит специалистов.

Если бы у вас появилась возможность встретиться с кураторами сферы образования, какие предложения вы бы им озвучили?

— Я бы предложила скорректировать форму ЕГЭ, чтобы он полнее раскрывал способности учащихся, заменить все бумажные учебники на электронные, пересмотреть систему оценки знаний и добавить дополнительные баллы, так как пяти мало. Также я считаю, что внеурочную деятельность нужно проводить обязательно вместе с психологом для улучшения морального состояния ребят. А в школах или на территории школ надо организовать места для отдыха во время перемен.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.