— Я принимала серьезное решение, куда поступать, выбирала, сравнивала все плюсы и минусы и пришла к выводу, что хочу общаться с детьми. А поскольку я люблю детей, то поняла, что мое призвание — учитель начальных классов.

После детского сада все мальчишки и девчонки хотят учиться, познать школьную жизнь, подружиться с новыми ребятами. И я могу дать им это, ведь в таком возрасте дети очень любознательны.

Но есть и те, кому может быть страшно в новом месте, они постоянно будут думать: «Где я? Мама, забери меня отсюда, я хочу домой!» В таких ситуациях мой долг как учителя — не запугивать ребят, не говорить, что они ни с чем не справятся, а наоборот, помогать им в том, что у них не получается. Например, давать детям самим делать задания, чтобы они привыкали думать не чужим, а собственным умом, объяснять: «Вы уже самостоятельные и решения можете принимать тоже самостоятельно».

При выборе профессии на вас никто не давил, пытаясь предложить альтернативные варианты?

— Я, конечно, прислушиваюсь к мнению близких. Но решение, куда поступать, мои родители оставили за мной. Как я поняла, они не хотели советовать то, что мне не нужно и не интересно.

Что вы цените в учителе больше всего?

— Я считаю, что самые ценные качества в учителе — коммуникабельность и взаимопонимание с учениками. Таким учителем является моя классная руководительница Ирина Ивановна Иванова. Сколько ее помню (с 5-го класса), она всегда нам помогала, поддерживала, интересовалась, как дела.

Ирина Ивановна — доброй души человек, готова на все ради своего класса. С ней всегда есть о чем поговорить, я никогда не стеснялась общаться с ней на разные темы. Иногда даже кажется, что Ирина Ивановна слишком о нас печется. Я думаю, это из-за того, что она считает нас своими детьми: все-таки шесть лет вместе. Пройдут годы, а Ирина Ивановна навсегда останется в моей памяти как эталон мудрости и любви, и я всегда буду вспоминать о ней как о второй маме.

А есть педагоги, чьи уроки для вас являются своеобразными мастер-классами?

— Есть педагог, за которым я наблюдаю со стороны, когда идет урок. Это наш учитель по физике и информатике Алексей Сергеевич Шишкин. Он очень строгий и даже придирчивый в плане учебы, но я считаю, что он имеет на это право, поскольку прошел длинный путь профессионального становления.

Преподавать Алексей Сергеевич начал, когда ему было всего 16 лет. И я думаю, что он очень волновался, ведь вел урок у 10-го класса, то есть у ребят всего на год-два младше него. Возможно, Алексей Сергеевич боялся, что его могут засмеять, не слушать то, что он рассказывает. Хотя являлся полноправным учителем, а не простым мальчиком, пришедшим заменять выпавшего из процесса коллегу.

Вы сами в похожей ситуации не оказывались?

— Буквально пару месяцев назад в нашей школе проводился День самоуправления, когда ребята из старшей школы преподавали у младших. Мне доверили провести два урока у учеников 2-го класса. Вы даже не представляете, насколько сильно я волновалась, ведь это был мой первый в жизни урок с детьми!

Однако минут через 15 я расслабилась и уже не переживала. Мы познакомились с ребятами, я выставила им хорошие оценки. Когда прозвенел звонок на перемену, всем хотелось продолжить урок, а когда я уже начала собираться и уходить, дети подбежали ко мне и не хотели отпускать. Я вышла из кабинета счастливая и довольная тем, что смогла перебороть свой страх.

Придя работать в школу уже в качестве дипломированного специалиста, как будете расставлять свои приоритеты?

— Прежде всего я хочу, чтобы детям было интересно приходить ко мне на урок. Чтобы наше общение было дружеским, а не простым зазубриванием материала. Ну а в идеале я мечтаю повторить достижение моего дедушки и стать заслуженным учителем России.

Так вы из учительской семьи? И кто же ваш дедушка?

— Для меня мой дедушка Вячеслав Александрович Зедияров — самый талантливый учитель. Он преподавал немецкий и английский языки, и ученики его обожали. Дедушка очень ответственно подходит ко всему в жизни, поэтому его назначили директором средней школы в поселке Уральском Нытвенского района Пермского края. И всего за год работы он сумел сделать эту школу лучшей в регионе.

Глядя на своего дедушку, вы можете нарисовать портрет учителя-профессионала?

— Учитель-профессионал должен обладать такими качествами, как понимание, сострадание, оптимизм и, самое главное, вежливость, поскольку в вопросе нравственного воспитания для детей очень важен личный пример педагога.

А строгость?

— Скорее — да, но в меру. Дети иногда чересчур заигрываются, и их надо приструнивать, чтобы не отвлекались и слушали учителя. Ну и, конечно, никаких тик-токов и инстаграмов на уроке!

Боюсь, что при столь огромной популярности у молодежи интернет-технологий и социальных сетей это нереально.

— Многие справедливо считают, что современные российские ученики сильно отличаются от советских учеников. Да что там — даже дети, которые пошли в первый класс в нынешнем году, очень не похожи на детей, которые учатся сейчас в 10-11-х классах. А все из-за того, что они стали меньше гулять, общаться.

Надо вытаскивать ребят из гаджетов, заинтересовывать их, предлагать альтернативу. А у учителя есть уникальная возможность общаться со своими подопечными вживую. И это шанс вернуть молодежь из онлайна в офлайн.

Старшеклассников, выбирающих профессию учителя, предупреждают об ожидающих их трудностях — материальных и не только. Вам о таких трудностях что-то известно?

— Зная своих учителей и то, что они рассказывают про свою профессию, я понимаю, что будет трудно. А какая профессия дается легко? Вся жизнь состоит из трудностей, поэтому бояться их бессмысленно. Надо просто составить план преодоления препятствий и придерживаться его.

Да, работа учителя непростая, но очень уважаемая. И если я справлюсь, то докажу себе, что смогла сделать что-то важное и не опустила руки в середине пути, чтобы мои родители и мой дедушка гордились мной.

Весьма похвально! Про национальный проект «Образование», авторы которого хотят сделать профессию учителя еще более уважаемой, слышали?

— Конечно. Я считаю, что национальный проект очень важен, ведь его цель — вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Благодаря проекту школы обеспечиваются бесплатным современным оборудованием, родители — необходимой психолого-педагогической и методической поддержкой. Также проект помогает реализоваться талантливым ученикам, у которых есть большие перспективы.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.