— Я всегда училась на «отлично», но не забывала и про свои увлечения, ведь именно они помогали мне расслабиться после тяжелого дня. На протяжении 9 лет попробовала себя во многом: в танцах, рисовании, театральном мастерстве, изучении языков, написании поэзии и прозы, гончарном деле, съемке фотографий и даже чирлидинге. Изучала многое, но сейчас моя отдушина — литература.

В месяц я прочитываю около трех тщательно отобранных книг. В последнее время в литературе мне нравится экспрессионизм и такие его представители, как Леонид Андреев и Густав Майринк. Люблю я и большие романы, в основном психологические, Эриха Марии Ремарка, Федора Достоевского, и короткие новеллы, рассказы Эдгара По, Александра Грина. Интересуюсь современной литературой, мне понравились книги Жауме Кабре, Джона Фаулза, Матея Вишнека.

У меня есть блог. Вести его я начала, чтобы поделиться своими эмоциями, систематизировать знания, обсудить впечатления от прочитанного. И это у меня вышло: подписчики, по большей части друзья и знакомые, вступают со мной в дискуссии, мы мотивируем и вдохновляем друг друга, общаемся.

Также я пишу сценарии. В нынешнем году готовила сценарий ко Дню лицеиста. Я хотела осовременить этот праздник, заинтересовать зрителей, поэтому создала сценарий, основанный на перемещении во времени, знакомстве с известными поэтами. Работа была сложной, я помогала актерам войти в образ, передать все черты и привычки известных литераторов, так что получилось очень достоверно. Учителя и лицеисты были в восторге.

А летом я работала в театральной студии, где одновременно проходила писательские курсы и тренировалась писать сценарий для настоящего кино. Меня вдохновляли мои чувства и эмоции, прочитанные произведения, просмотренные фильмы.

Еще в начальной школе я стала участвовать в олимпиадах. Занимала призовые места на муниципальных и региональных этапах олимпиады на Кубок имени Гагарина и Всероссийской олимпиады школьников. За свои достижения в 2018 году получила бесплатную путевку в «Артек», чему очень рада.

Своей главной победой я считаю первое место на региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений с работой на тему «Великая сила слова». Эта тема близка мне, ведь для меня гораздо легче выразить мысли словом, нежели рисунком или, например, жестами. Я оформила работу в виде дневниковых записей, в которых описала реальные истории из моей жизни, доказывающие, что слово — это сила.

В жизни школы я заявила себя еще и как актриса и сценарист. Мне всегда нравилось участвовать в театральных постановках. Я даже пробовала себя в роли режиссера. Больше всего мне запомнилась постановка, которую мы организовывали в прошлом году с моим классом. Это была смелая современная пьеса Даны Синдерос, на которую публика бурно отреагировала. Я сыграла в спектакле роль учительницы, и наш директор Рамиль Фагимович полушутливо сказал мне потом: «Ждем тебя школьным учителем!» Думаю, это подкрепило мой профессиональный выбор.

Преподавать вы хотите, конечно же, литературу?

— Русский и литературу или английский язык. Пока я в процессе выбора. Русский язык — один из самых важных предметов, он обязателен для сдачи на ЕГЭ, поэтому пользуется популярностью. Английский — международный язык, без него в современном мире тоже не обойтись. Литературу я люблю всем сердцем. Именно учитель-литературовед помогает ребенку сформировать его жизненные ценности в процессе обсуждения произведений, дебатов, полемики. Все эти предметы дают большой простор для творчества преподавателю. Можно устраивать с учениками сценки, поэтические батлы, дебаты, делать проекты, школьную газету и т.д. Мне кажется, только гуманитарные предметы предоставляют ученику возможность проявить себя с творческой стороны, показать свой нестандартный взгляд на предмет.

К сдаче ЕГЭ готовитесь, наверное, с утра до вечера без перерывов и выходных?

— Подготовку к ЕГЭ я начала с 10-го класса, решаю варианты, читаю множество книг. При этом соблюдаю баланс между учебой и отдыхом, стараюсь распределить свою нагрузку, чтобы не «выгорать» и успевать уделять время тому, что мне дорого.

Многие школьники отзываются о ЕГЭ негативно. Но вы, похоже, из другого лагеря.

— Я думаю, что ЕГЭ, во-первых, облегчает поступление в иногородние вузы, так как он стандартизированный. Во-вторых, ЕГЭ позволяет оценить свои возможности заранее, ведь после получения результатов ученик может прикинуть шансы на поступление и только потом подать документы. В-третьих, чтобы сдать ЕГЭ, помимо знаний по предмету, необходимы логика и умение анализировать задания, а это, на мой взгляд, важные качества ученика и работника. Лично у меня подготовка к ЕГЭ занимает много времени, но мне нравится видеть прогресс, поэтому продолжаю усердно трудиться.

Вообще любовь к педагогике — откуда она в вас?

— Стать учителем я решила, когда была в 9-м классе. Я всегда любила детей, интересовалась их развитием, психологией и воспитанием, даже подрабатывала в детском саду некоторое время. Проходя профориентационные тесты, обычно получала такой результат: «Вам подойдет работа, которая связана с социальной сферой и помощью другим людям». К тому же на мой выбор повлияли некоторые учителя.

В чем именно заключалось влияние?

— Есть много учителей, которые меня вдохновляют. Это и моя классная руководительница Шамиля Афляховна — очень гибкий, активный и оригинальный человек. Она не только учит детей, но и воспитывает их, уделяет внимание внеклассной жизни. Это и мои прабабушка с прадедушкой, которые переехали из деревни, поступив в уфимский вуз ради своей мечты — преподавания. Они были биологами по образованию и проработали в школах и колледжах до самой пенсии. Наконец, это преподаватели Башкирского государственного университета Неля Эдуардовна, способная заинтересовать в литературе любого своими лекциями в одном из уфимских Книжных клубов, и Елена Александровна, моя преподавательница английского языка, которая проводит встречи в своем бесплатном Книжном клубе на английском, вдохновляет учеников энергичностью и стремлением к образованию.

А кумиры-учителя из книг у вас есть? Вы ведь много читаете, в том числе, наверное, и произведения, где герои — педагоги.

— Из последних прочитанных книг, где мне понравился образ учителя, — «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски и «Всем, кого касается» Даны Синдерос. В первой книге учитель главного героя является чутким человеком, способным рассмотреть нераскрывшийся талант даже в самом тихом и закрытом ребенке. Он начинает давать мальчику дополнительную литературу, книги, которые позже повлияют на его жизнь. Билл, учитель по английской литературе, станет мальчику настоящим другом и наставником. Во второй книге образ учительницы, Софьи Алексеевны, сильного, но понимающего педагога, влюбляет в себя с первых реплик. Она образованная, организованная, строгая, когда надо. Эта женщина умеет преподнести себя. Интересно, что она хорошо чувствует и понимает подростков, заданные ею домашние задания всегда нетривиальные и актуальные.

Вы хотите быть именно таким учителем?

— Я вижу себя в меру строгим учителем. Считаю, что преподаватель должен быть понимающим, чутким, но в то же время строгим, иначе ученики не будут его слушаться. Также я вижу себя креативным преподавателем, так как на своем опыте знаю, что хорошо запоминается и пробуждает интерес то, что удивляет и впечатляет, показывает новые грани предмета. И только после закидывания такой удочки можно с интересом и горящими глазами погружаться в глубины предмета.

Самыми главными качествами хорошего учителя я считаю образованность, заинтересованность и гибкость. На мой взгляд, в современном мире, полном информации и различных источников знаний, нужно в первую очередь заинтересовать ребенка в предмете, все необходимые знания он может найти сам. Для этого важно, чтобы сам учитель горел тем, чему он учит. К тому же мир быстро меняется, и нужно уметь подстраиваться под современные тренды, адаптироваться к новым материалам и технике. Также учитель должен быть мудрым, образованным и рассказывать ученикам не просто конкретные факты, идеи, а делиться своим опытом, взглядами, не бояться полемики.

К своему первому уроку психологически уже готовы? Каким вы его себе рисуете?

— На своем первом уроке я познакомлюсь с учениками, поговорю с ними о том, как вижу нашу дальнейшую работу, что от них буду требовать. Часть времени потрачу на то, чтобы замотивировать ребят, ведь если нет цели, для которой ты готов стараться, то и учиться будет сложнее. Я думаю, что буду готовиться к уроку психологически: для учителя важно уметь преподнести себя и обозначить личные границы. В то же время атмосфера должна быть спокойной, не напряженной, ведь это только первое знакомство.

Самая важная цель, которую вы хотите достигнуть?

— Вдохновить как можно большее количество учеников. Это значит не столько дать им мотивацию учиться, сколько привить любознательность, креативность в решении вопросов, интерес к саморазвитию, показать, что такое активный образ жизни. Я бы хотела, чтобы ученики узнали свои сильные стороны и использовали их при обучении, не только в рамках моего предмета. Возможно, я бы написала книгу, связанную с моим опытом в преподавательской деятельности.

А какое место в своей будущей работе вы отводите воспитательной функции?

— Я планирую участвовать в воспитании учеников. Мне кажется, что транслируемые мной ценности и идеалы будут неизбежно влиять на них. И, конечно, если какой-то ученик собьется с пути, захочет поговорить или попросит о помощи, я всегда буду рядом. Да, будет сложно, потому что люди разные. Наблюдая за деятельностью знакомых преподавателей, я обращала внимание на то, как они справляются с трудными подростками или шаловливыми малышами. Я поняла, что в этом случае постараюсь понять таких детей и найти к ним особый подход. У меня, наверное, как у любого человека, связанного с профессией или планирующего себя с ней связать, есть такое качество, как неравнодушие. Поэтому даже в сложнообучаемых учеников я буду верить и помогать им держать планку. 

Проблемы, сопутствующие учительской деятельности, вас не пугают?

— Не пугают, но волнуют. Первая из проблем — недостаточно высокая заработная плата учителей. Среди моих знакомых есть ребята, которым интересна профессия педагога, но они выбирают другие, более доходные специальности — например, IT или управление бизнесом. Другой важный вопрос — состояние школ, построенных десятки лет назад и требующих капитального ремонта. Третий момент — методики обучения, часть из которых нуждается в корректировке с учетом современных реалий.

Однако я не склонна драматизировать. Существует национальный проект «Образование», в котором намечены пути решения и этих, и других актуальных для отрасли вопросов. Учителям повышают зарплату и доплачивают за классное руководство. Не только в крупных городах, но и в сельских районах возводят новые школы, помогающие снять проблему двух- и трехсменного обучения. Инновационных методик обучения становится все больше — достаточно посмотреть на то, с какими презентациями выступают педагоги на конкурсе «Учитель года»…

То есть в педагогические вузы молодежи поступать можно?

— Можно и нужно. Я вижу множество плюсов в поступлении в педагогический вуз. Учитель — благородная профессия, влияющая на наши жизни. Представители какой еще профессии могут похвастаться тем, что они остаются в памяти у многих людей, влияют на их дальнейший путь?

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.