Универсальность его дарования, вклад в создание современного литературного татарского языка, его труды по истории, геометрии, географии, химии, ботанике и другим наукам ставят ученого в один ряд с такими выдающимися деятелями, как Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Николай Лобачевский и др.
Исторический период, в котором жил и творил Каюм Насыри, характеризуется активными преобразованиями в общественно-политической, экономической и культурной жизни. Его подвижнический труд по реформированию системы образования татар, воспитанию единомышленников позволил лучшим представителям татарской молодежи продолжить образование в учебных заведениях Российской империи и за рубежом, что впоследствии обогатило науку и культуру мировыми достижениями, сделав их достоянием человечества. Современный французский ученый Шанталь Лемерсье-Келкёже считает, что цвет татарской литературы появился благодаря Каюму Насыри — Габдулла Тукай, Мазит Гафури, Шаехзада Бабич, Гаяз Исхаки, Галимзян Ибрагимов. А современный нидерландский историк Михаэль Кемпер назвал просветителя «центральной фигурой «секулярной» татарской науки». Педагог всю жизнь стремился к демократизации образования, чтобы доступ к знаниям мог получить каждый член общества. В основу его системы образования и воспитания легли такие базовые принципы, как труд — основа воспитания, высокий статус учителя, взаимосвязь педагогики с другими науками и др.
Каюм Насыри утверждал, что образование должно строиться на знании и уважении традиций и культуры каждого народа, что обязательно воспитывает в детях патриотизм, чувство национальной гордости. На протяжении всей своей жизни просветитель прививал подрастающему поколению любовь к родному языку, формировал нравственную позицию, ориентированную на уважение своей культуры и приятие всего лучшего в культурах других народов России. Насыри говорил: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
Грядущее 200-летие выдающегося татарского просветителя является особым, знаковым событием для казанской школы № 80, носящей его имя. Школа, которой в 2021 году было присвоено имя Каюма Насыри, является правопреемницей первой татарской светской школы, открытой в 1871 году по инициативе ученого, по уровню образования не уступавшей ведущим учебным заведениям того времени и ориентированной на европейское образование. Она находится на территории Старо-Татарской слободы — исторического квартала, сохранившего самобытность и восточный колорит, средоточие памяти о выдающихся деятелях национальной науки, культуры и просвещения, таких как Шигабутдин Марджани, Габдулла Тукай и др. Именно здесь расположен дом-музей Каюма Насыри, где ученый жил и создал свои самые значительные произведения. Соседство школы и музея позволяет проводить совместные просветительские мероприятия. Педагоги, понимающие универсальность научного и художественного наследия Насыри, используют его в преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин, проведении просветительской работы по сохранению и продвижению его учения. Педагогический коллектив выступил достойным продолжателем идей выдающегося татарского ученого, педагога, энциклопедиста и литератора. Школьная жизнь заполнена самыми разнообразными мероприятиями — творческими, научными и спортивными, участниками которых на равных выступают учителя и ученики.
С 2021 года школа проводит ежегодную научно-практическую конференцию «Насыйри укулары» («Насыровские чтения»). В 2025 году они пройдут уже четвертый раз. Круг участников включает исследователей, общественных деятелей, педагогов из России и зарубежных стран. Перечень обсуждаемых проблем максимально широк — от методики обучения национальным языкам до информационных технологий в обучении и культуре и др. Миссию конференции организаторы видят в реализации идеи Каюма Насыри — «воспитание словом человека и гражданина».
Сам татарский просветитель выступал за гармоничное развитие человека. Сочетание обучения с физическим трудом он считал основой сохранения работоспособности и здоровья. Реализация его идеи нашла воплощение в организации и проведении на базе школы № 80 республиканских соревнований по национальной борьбе корэш «Каюм-батыр». Сегодня школа является центром татарской национальной борьбы корэш, в соревнованиях которой принимают участие представители многих районов Татарстана.
При воспитании ребенка, отмечал Насыри, необходимо обратить внимание на использование всех его пяти чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало. В рамках «Насыровских чтений» с 2022 года для учащихся начальной школы проводится соревнование «Бала SKILS». Конкурс включает такие направления, как изготовление и роспись поделок из гипса, бисероплетение, леголенд, декупаж, топиарий, оригами из полотенец, изготовление фликеров и др.
Школа № 80 стала местом встреч творческой элиты и проведения художественных выставок, как персональных, так и тематических. За несколько лет в стенах школы выставляли свои работы Наджип Наккаш, народный художник Татарстана Рустем Шамсутдинов, заслуженный деятель искусств Алсу Тимергалина, заслуженный работник культуры Республики Альбина Нурмухаметова, Елена Баймяшкина и др. Многогранная творческая и исследовательская деятельность привела к тому, что школа приобрела новых союзников и партнеров, среди которых Российская академия естественных наук (РАЕН), Всемирный конгресс татар, Казанский федеральный университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный институт культуры, университет управления ТИСБИ, Казанский инновационный университет, Союз писателей Республики Татарстан, Союз художников Республики Татарстан, Российское географическое общество, Академия наук РТ, Институт языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова, Институт истории им. Ш. Марджани, Федерация корэш и др.
За несколько лет работы школы, начавшейся с присвоения ей имени выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри, коллектив продемонстрировал способность к педагогическому поиску, инновационным формам воспитательной и учебной деятельности, что является достойным продолжателем идей и образа жизни выдающегося татарского ученого.
Вступая во второе столетие своей истории, коллектив школы уверен в правильности намеченных стратегических целей, направленных на всемерное обеспечение связей обучения с жизнью, воспитание будущего гражданина, патриота, гуманиста, продолжателя славных традиций татарского народа в свете научно-педагогического и художественного наследия Каюма Насыри.
Текст: Р. М. Мансуров, кандидат педагогических наук, директор школы № 80 имени Каюма Насыри г. Казани, лауреат премии им. Каюма Насыри, член-корреспондент Академии естественных наук РФ, заслуженный учитель Российской Федерации