— 1 сентября в ЧР свои двери открыла 531 школа (среди них — крупнейшая в СКФО на 2500 мест в Байсангуровском районе Грозного и на 1200 мест в Шейх-Мансуровском районе), в которых обучаются более 302 тыс. ребят.
В Чеченской Республике учителей готовят два вуза с педагогическими специальностями: Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова и Чеченский государственный педагогический университет, а также три педагогических колледжа. Многое делается для привлечения молодых людей именно в эти учебные заведения, показывая, что их выпускники будут работать в новых школах, получать достойные зарплаты, что профессии педагога придают особое значение лидеры страны и республики.
Руководство ЧР, Министерство просвещения делают все возможное, чтобы вернуть учителю почет и высокий статус, стараются обеспечить педагогов достойной зарплатой, при поддержке Регионального общественного фонда имени А. А. Кадырова поощряют их денежными премиями.
Победителем всенародного голосования конкурса «Учитель года России-2022» и обладателем звания «Народный учитель года» стал чеченский педагог Ахмед Ламаркаев, который преподает русский язык и литературу в Математической школе № 1 им. Х. И. Ибрагимова.
В нынешнем году все учителя родного языка (1644 человека) получили премии в 100 тыс. рублей от Регионального общественного фонда имени А. А. Кадырова.
Радует, что Государственная дума России разрабатывает законопроект «О статусе учителя». Он призван защитить права учителей, нарушение которых в современном обществе стало частью системы. В рамках закона за учителем закрепляются статус, аналогичный госслужащим, средняя зарплата не ниже средней зарплаты госслужащего по стране и право на медобслуживание, аналогичное праву госслужащего. Очень хорошо, что из закона исключено понятие «образовательная услуга», прописана воспитательная работа.
Часто можно слышать: «Не надо статуса, просто добавьте учителю зарплату». Признаемся, рациональное зерно в этом есть. Какое уважение может вызывать учитель, бедно одетый, обремененный бытовыми проблемами и не имеющий финансовых возможностей для своего профессионального и духовного развития?
С 2020 года в Чеченской Республике действует федеральная программа «Земский учитель». Она особенно значима для высокогорной части региона, где расположено много небольших сел с малокомплектными школами. Для них найти квалифицированных педагогов не всегда удается. И «Земский учитель» помогает решить проблему.
Также прорабатываются механизмы защиты учителей от неподобающего поведения со стороны обучающихся. Решая эту проблему, в Чеченской Республике опираются на традиции почитания старших, характерные для чеченцев и для всех кавказских народов. В то же время в случае необходимости привлекаются правоохранительные службы, чтобы в рамках закона предотвращать случаи девиантного поведения детей.
Власти ЧР принимают всевозможные меры для повышения качества преподавания русского языка и литературы в школах и учебных заведениях, в том числе приглашая носителей языка из российских городов.
Приезжие учителя сталкиваются с проблемой жилья. «Учительские дома», существовавшие в советские годы, реанимировали в Ножай-Юртовском и Введенском районах. Приезжие живут или в них, или на территории школы. Есть случаи, когда учителю временно предлагают бесплатно занять пустующий дом родители школьников или местная администрация.
В 2023 году в селении Ведено открылся новый многоквартирный учительский дом. Все затраты на его строительство и обеспечение необходимых условий внутри взял на себя Региональный общественный фонд имени А. А. Кадырова.
Необходимо признать, что, несмотря на все усилия государства, направленные на популяризацию профессии педагога, ее престиж в молодежной среде еще не столь высок, как нам хотелось бы. В век информационных технологий велика конкуренция с другими профессиями, в том числе с такими, где, как считают молодые люди, можно быстро стать известным и достичь успеха без особого труда.
Работать по педагогической специальности идут в основном женщины. Доля мужских резюме в рамках этой профессии составляет лишь 19%.
Учителя загружены необходимостью заполнять документы, которые отнимают большую часть времени. Учитель сегодня почти все свое время проводит за заполнением документов: сначала в бумажном формате, потом в электронном. Постоянные проверки и отчетности! Часто встречается потребительское отношение родителей к учителям, школе. Некоторые родители открыто заявляют, что они привели ребенка в школу, купили ему канцелярию, рабочие тетради, обули и одели, а все остальное обязаны дать в школе. Администрация школы чаще бывает на стороне учеников и их родителей.
Педагогическое наставничество может решить часть этих проблем. Но наставники также должны пройти современную систему обучения: чтобы осваивать новые навыки и умения, им нужно быть очень мотивированными.