В номере опубликованы выступления, авторские статьи, комментарии президента РФ Владимира Путина, премьер-министра РФ Михаила Мишустина, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, заместителя председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Ларисы Тутовой, руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева. Эти и другие статусные спикеры делятся своими мыслями о переводе образовательных учреждений в режим онлайн, а также выводами, сделанными из этого.

«Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой — создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников», — считает, в частности, Лариса Тутова.

Потеряв несколько месяцев полноценной деятельности весной и в начале лета, с сентября российская система образования вновь работает в полную силу. Это лишний раз доказывают материалы из постоянной рубрики журнала «Лучшие практики». Общение журналистов с представителями отрасли свидетельствует о том, что в регионах страны по-прежнему строится большое количество детских садов и школ, модернизируется материально-техническая база ссузов, наращивается инфраструктура вузов. Из этих многочисленных примеров можно составить полную картину происходящего и оценить эффективность реализации двух важнейших нацпроектов — «Образование» и «Наука».

В разделе «Высшая школа» опубликован обзор, посвященный отраслевым вузам России. Кадровые проблемы, существующие практически во всех отраслях экономики (особенно в бурно развивающихся: нефтегазовой сфере, сельском хозяйстве, высоких технологиях и др.), имеют несколько сценариев решения, но ни один из них не обходится без трансформации высшей школы с поворотом в сторону работодателя. Сегодня любая мало-мальски крупная компания или организация просто обречена на сотрудничество с вузами, если не хочет в перспективе остаться без адекватного кадрового обеспечения. И, как правило, легче и логичнее партнерская цепочка «работодатель — учебное заведение» выстраивается именно с отраслевыми вузами. Обзор дополняет топ-50 отраслевых вузов РФ.

Одно из центральных мест в журнале занимает тема развития отечественной системы профессионального образования, которой в нынешнем году исполняется 80 лет. «В наших планах — создание в России инфраструктуры для появления 3 млн квалифицированных кадров, которая бы опережала развитие рынка труда. Важно обеспечить для выпускников программ профобучения возможности продемонстрировать свои профессиональные навыки, получив их публичную оценку: это повышает капитализацию любого специалиста», — приводит издание мнение заместителя министра просвещения РФ Дмитрия Глушко.

Очень эффективный способ популяризации СПО — движение «Ворлдскиллс». В выпуске помещен репортаж с Финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который проходил в дистанционно-очном формате и стал самым масштабным в истории этого движения. Как отметили эксперты, России удалось первой в мире создать и применить на практике принципиально новую технологию проведения соревнований и оценки конкурсантов. В результате нацфинал собрал рекордное количество участников — свыше 3 тыс., в том числе из-за рубежа, экспертное сообщество представляли более 700 человек.

В номере опубликовано сразу два рейтинга по теме СПО: топ-100 лучших образовательных организаций движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) за 2019 год и топ-40 средних специальных учебных заведений России.

В рубрике «Школа жизни» можно прочитать очерк «Республиканская гвардия». Как пишет обозреватель журнала, известный историк Сергей Кисин, ровно сто лет назад, в сентябре 1920 года, в Петрограде открылось нестандартное учебное заведение, которым наравне с преподавателями управляли сами воспитанники. Одни называли его педагогической неудачей, другие восхищались необычными методами воздействия на трудных подростков. Но после выхода одноименного фильма о «Республике ШКИД» узнала вся страна как о самой знаменитой школе в СССР. Повесть о ней написали бывшие воспитанники ШКИДы — начинающие писатели 17-летний Леонид Пантелеев и 19-летний Григорий Белых.

«Этот номер журнала не похож ни на один предыдущий. Многие материалы, опубликованные в нем, так или иначе затрагивают тему пандемии. На протяжении нескольких месяцев мы наблюдали за тем, как десятки тысяч учреждений всех уровней перестраивают свой образовательный процесс. Методом проб и ошибок они поучаствовали в очередном грандиозном эксперименте. В сухом остатке — бесценный опыт, приобретенный и учащимися, и педагогами, и родителями, а также представителями власти, экспертным сообществом. И еще — журналистами. За время работы над номером мы встретились и пообщались с сотнями заведующих детскими садами, директоров школ, руководителей ссузов, ректоров вузов. В результате вышло «полное собрание сочинений» на тему «Дистант в образовании: что такое хорошо и что такое плохо?». Прочитайте — получились очень интересные, познавательные и поучительные истории», — прокомментировал главный редактор журнала «Российское образование» Максим Федоров.

Прямо сейчас читайте журнал по ссылке: https://joom.ag/y4DC