Выдающийся глухой, полуслепой, насквозь больной русский самородок, отчисленный из 4-го класса гимназии и сдавший экстерном экзамен всего лишь на звание педагога народных училищ, за счёт самообразования и фанатической тяги к знаниям стал основоположником теоретической космонавтики.

Создал первую в России аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу, методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов, модель цельнометаллического дирижабля и управляемого аэростата (за 15 лет до графа Цеппелина), схему газотурбинного двигателя, автопилот (за 20 лет до американской корпорации Sperry Corporation), построил первую в мире центрифугу для проведения медико-биологических экспериментов и раскручивал в ней животных. Так он выяснил, что цыплёнок спокойно выдерживает 10-кратную перегрузку, а таракан — 300-кратную!


С его подачи в обиход вошла строгая теория реактивного движения, необходимость использования ракет наклонного старта для совершения космических путешествий (потом эту теорию применили в конструировании систем залпового огня). Именно Циолковский ввел понятие «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет и орбитальной станции для освоения чужих миров.

Обыкновенный школьный чудак-учитель ещё в 1897 году вывел формулу, связывающую четыре параметра: скорость ракеты в любой момент времени, скорость истечения продуктов сгорания из сопла, массу ракеты и массу взрывных веществ. С её помощью была теоретически доказана возможность межпланетных полётов, если в качестве топлива применять смесь из нефти и жидкого кислорода.

Подробности читайте в проекте «Дотянуться до звёзд», посвящённом 60-летию первого полёта человека в космос.