На пути спортсмена случалось всякое: расставание с тренером, который был рядом с самой юности, накануне третьей в его жизни Олимпиады, до которой его не хотели допускать, бойкот СССР Олимпиады 1984 года, где пловец планировал закончить спортивную карьеру… Несмотря ни на что, Владимир Сальников всегда упорно шел к своей цели. Мы спросили у него, благодаря чему это удалось и какую роль на этом пути играли его наставники.

В возрасте 13 лет вы начали профессионально заниматься плаванием под руководством одного из лучших тренеров прошлого столетия — Игоря Кошкина, с которым впоследствии сотрудничали долгие годы. Считаете ли вы, что именно тренер подарил вам путевку в большой спорт? Чему впоследствии научили другие тренеры, с которыми приходилось встретиться на профессиональном пути?

На самом деле заниматься плаванием я начал под руководством другого тренера. Это тоже заслуженный тренер, Глеб Георгиевич Петров, к которому я попал в группу для начального обучения. Впоследствии, в 13 лет, уже перешел в группу Игоря Михайловича Кошкина. И тот, и другой тренеры вложили в меня целеустремленность, понимание того, что в спорте мелочей не бывает: все состоит из, казалось бы, незначительных вещей, но, если сложить их вместе, то получается, что именно мелочи определяют конечный результат.

Конечно, меня научили дисциплине: я до сих пор считаю, что это один из факторов, который максимально важен для спорта. Знаете, какое наказание было у нас самым большим? Если спортсмен в группе опоздал на тренировку на 5 минут, то его отлучали от нее. Нет, не ругали, просто освобождали от занятия, и это было самым ужасным.

Я считаю, что, благодаря этому, и тренер, и спортсмен ощущают ответственность друг перед другом, ведь если ты относишься к тренировке несерьезно, то лучше не трать понапрасну свое время и время тренера.

Ваше мнение — насколько велика роль наставника в победах, которых в будущем сможет достичь его воспитанник?

Конечно, тренер является для спортсменов самым большим мотиватором, если так можно выразиться. Да, есть личности, которые буквально считают себя лидерами с младенчества и уже представляют, что они свернут на своем пути все горы. Но есть много детей, и я думаю, их подавляющее большинство, которые не знают, что выйдет из их занятий спортом. Роль тренера заключается в том, чтобы раскрыть в них те качества, которые им помогут в достижении цели. Ведь бывает, что человек, например, не вышел генетически сложенным, но за счет своего трудолюбия, за счет большого стремления улучшить собственные качества может компенсировать недостаток таланта, и примеров этому множество.

Кошкин везде открыто говорил, что он во мне таланта особого никогда не видел, но я был исполнительным и очень ответственно относился к тренировкам. Отсутствие у меня ярко выраженных талантов, которые можно было заметить у других спортсменов в нашей группе, компенсировалось вот этими качествами. Поэтому в большинстве случаев тренер видит в спортсмене больше, чем он сам, и вера в свои силы у ребенка рождается как раз вот такими методами: собственными усилиями и верой тренера.

На профессиональном пути я отмечаю три ступени взаимоотношений тренера и спортсмена. Первая ступень — это когда тренер — царь и бог, отец родной, колоссальный авторитет. Мы наблюдаем это особенно в младшем, школьном возрасте. Вторая ступень – когда тренер и спортсмен становятся партнерами. Ребенок доходит до такого уровня, на котором он понимает многие процессы, которые происходят в его организме, и тогда в диалоге с тренером они выступают уже партнерами, дополняя друг друга. А третья фаза — когда спортсмен понимает себя настолько хорошо, что уже вправе подобрать себе педагога, который будет играть в его карьере вспомогательную роль.

Каким должен быть наставник? Какими качествами должен обладать он сам, чтобы суметь воспитать настоящего спортсмена?

Могу сказать, что и Петров, и Кошкин были действительно фанатами, в хорошем смысле этого слова. Участвовали наравне со спортсменами в каких-то фазах тренировок. Помню, Кошкин играл с нами в баскетбол и даже получал травмы. Или другой пример — на тренировочной базе в Армении, в Цахкадзоре, есть одно испытание для пребывающих здесь спортсменов — поход в горы на вершину, которая называется Алибек. Это такой серьезный марш-бросок, и на протяжении всего этого пути тренеры были с нами. Они не сидели где-то в кафе, попивая кофе и наблюдая, как мы карабкаемся по вершинам, а проходили маршрут вместе со своими воспитанниками. И это вызывает уважение у спортсменов, поэтому я считаю, что для тренера требовательность к себе — это очень важное качество. Он должен быть частью команды, не каким-то небожителем, который спускается с небес ради какого-то тренировочного элемента и отдельного разговора.

А еще для тренера очень важны видение и образование. Понятно, что бывают талантливые тренеры и без образования, которые на уровне ощущения, каких-то неосязаемых вещей видят будущее спортсмена и иногда даже не могут объяснить, почему и как, но это редчайшие люди. Более того, даже такой талант не освобождает их от необходимости приобрести профессиональные знания. Основы и специфики вида спорта должны быть изучены через полноценное физкультурное образование. Иначе получится настоящий хаос, и это будет выглядеть нелепо, что повлечет за собой снижение степени доверия к тренеру и понимания между ним и спортсменом.

После ухода из большого спорта вы некоторое время тренировали сборную СССР, но проявили себя не как тренер, а как спортивный функционер. Почему не захотели быть тренером?

Здесь ответ простой: я понимаю, каким должен быть тренер, а еще прекрасно осознаю, что к таким жертвам после спортивной карьеры не готов. Я отдал практически всего себя профессиональной карьере пловца и понимаю, что сил стать таким же тренером у меня просто нет. Выступить в качестве учителя плавания для кого-то я могу: своих родных детей, внуков и племянников мне очень приятно обучать, когда кто-то из них делает первые шаги в плавании, но не на профессиональном уровне.

В вашей спортивной карьере были разные моменты, в том числе и довольно драматичные. Что помогло справиться с ними? Были ли рядом люди, которых тоже можно считать вашими наставниками?

Конечно, были и драматичные моменты, среди которых расставание с Игорем Михайловичем. Однажды Кошкин, который был человеком абсолютных величин, сообщил мне, что не может меня больше тренировать. Сначала я сильно обижался на него, но после понял, что для такого человека признаться в том, что он исчерпал свои силы, — большое мужество. На это способны очень немногие тренеры. Благодаря такому поступку, Игорь Михайлович открыл для меня другую дорогу, по которой я пошел уже самостоятельно. На этом пути меня поддерживала моя семья и семья супруги, которые были близки к спорту. Я считаю, что это очень важно для наставника — отступить в сторону в тот момент, когда сделал для своего воспитанника все, что мог, и отпустить его в свободное плавание.