Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание Совета при президенте России по науке и образованию. Обсуждались вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков рассказал, что значимый эффект для модернизации всей системы подготовки инженеров демонстрирует проект «Передовые инженерные школы». Сегодня у 50 школ более 250 партнеров, среди которых «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Сибур», «Газпром нефть», «КамАЗ», «Татнефть». Объем софинансирования с их стороны — 42 млрд рублей (на 12 млрд больше, чем дает государство). Проект будет масштабирован и усовершенствован под задачи технологического лидерства.
По словам министра, на качественные изменения в подготовке инженеров работает программа «Приоритет-2030». Яркий пример — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который благодаря участию в программе стал крупным научно-технологическим центром, чьи разработки внедряются на стратегических предприятиях.
«Последовательно наращивается объем бюджетных мест на инженерные направления», — отметил Валерий Фальков. При этом увеличивается и платный прием. По сравнению с 2020 годом совокупный прием на инженерные программы вырос на 21%. В прошлом году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема достигла 41%. Вузы-лидеры по качеству приема — МФТИ, МИФИ и Иннополис. Средний балл поступивших туда — почти 100.
«В результате работы университетов и их индустриальных партнеров растет доверие граждан к перспективам инженерной профессии, в том числе готовность инвестировать собственные средства в инженерное образование», — подчеркнул глава Минобрнауки.
Он выразил уверенность, что ключевым шагом станет переход на новую модель высшего образования. Соответствующий пилотный проект реализуется второй год.
«От программ бакалавриата без конкретной специализации с результатом в виде обобщенной квалификации «бакалавр» необходимо перейти к подготовке инженеров с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения. Например, «Горный инженер», «Инженер-металлург», «Инженер-строитель», — проиллюстрировал Валерий Фальков.
Министр напомнил, что вузы вместе с работодателями разрабатывают перечень специальностей, отвечающий вызовам технологического лидерства. В нем появятся принципиально новые программы, такие как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения».
«В этом случае потребность в магистратуре резко сокращается. Она становится способом получения специализированных, углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт», — заметил руководитель Минобрнауки.
Он уточнил, что новые подходы будут закреплены в законе «Об образовании» и других нормативно-правовых актах. Все инициативы также предполагается отразить в Стратегии развития образования, которая сейчас разрабатывается по поручению президента.