«Участие кадровых партнеров и работодателей в реализации образовательных программ СПО стало уже не просто вызовом времени, а острой необходимостью. Но алгоритмы процесса синхронизации программ с запросами бизнеса сегодня, конечно же, не отработаны до состояния универсальности. Все многообразие региональных особенностей экономики, уровня развития колледжей, готовности руководителей и преподавателей ПОО к диалогу с бизнесом обуславливает определенную неоднозначность понимания и разрозненность в действиях по реализации данного процесса. А самое главное, в этой непонятности из поля зрения совершенно исчезает студент как основной субъект и интересант результатов», — подчеркнула Светлана Лебедева.

Она привела несколько ключевых позиций, касающихся успешного опыта синхронизации образовательных программ СПО, с учетом запросов бизнеса в Горно-Алтайском государственном политехническом колледже им. М. З. Гнездилова. Во-первых, предварительная подготовка включала в себя большой объем работы: анализировались учебные планы для выявления резервов учебного времени (решение: использовать вариативную часть), изучались интересы и замечания работодателей и кадровых партнеров по содержанию программ (решение: корректировка заданий для практик и материалов итоговой аттестации), проводилась диагностика мотивированности студентов к профессиональной деятельности и формированию карьерной траектории (решение: увеличили количество встреч студентов с потенциальными работодателями, начиная с первого курса).

Во-вторых, непосредственно реализация изменений осуществлялась по нескольким направлениям одновременно: структурная и содержательная часть образовательных программ стала соответствовать по многим специальностям календарному графику работы предприятий определенной сферы с учетом производственных и сезонных особенностей, технологии (методики) преподавания начали носить характер, основанный на взаимосвязи формируемых и развиваемых профессиональных компетенций в логике производственного процесса по соответствующей специальности/профессии, обучение педагогических кадров в части методического обеспечения.

В-третьих, использование ресурсов дополнительного профессионального образования помогло удовлетворять срочные потребности работодателей и расширить круг профессиональной подготовки для студентов (в МЦПК осуществляется обучение более чем по 100 программам профессионального обучения, профессиональной переподготовке и повышению квалификации).

В-четвертых, мониторинг результатов от внедрения и корректировка деятельности.

«Одним из эффективных инструментов реализации процесса синхронизации стала Мастерская кадрового партнерства от группы проектов КВР, в ходе которой был организован живой триалог между студентами, образовательной организацией и представителями бизнеса. Он не был легким, но каждая сторона смогла приблизиться к достижению своей цели. Командой КВР создана пошаговая методика («21 шаг») разработки партнерских образовательных программ в ПОО СПО, которая помогает поэтапно и логично (но не в один день и даже не год) наладить совместную деятельность ПОО и бизнеса по подготовке эффективных кадров для региона и интересными предложениями для студентов и выпускников», — рассказала Светлана Лебедева.

Трансляция велась из департамента конгрессных мероприятий холдинга «ЕвроМедиа». Запись доступна по ссылке.