В 1970-м году советские моряки принимали участие в спасении терпящего бедствие в море экипажа «Аполлона-13», а два года спустя передали американской стороне выловленный траулером «Апатит» командный модуль корабля «Аполлон». Соглашение о сотрудничестве в космической сфере подписали 24 мая 1972 г.

После чего стороны начали разрабатывать стыковочные узлы и систему радиосвязи для совместной работы в космосе.


Выявился ряд проблем. Американские астронавты работали у себя в чисто кислородной среде при пониженном давлении, советские космонавты — в воздушно-газовой смеси (кислород с азотом) при повышенном. Необходимо было не только выравнивать давление при стыковке, но и насыщать кислород азотом. Для этого необходим был специальный шлюз, в котором бы в течение трёх часов удалялся из крови азот.

В атмосфере же чистого кислорода советские комбинезоны становились пожароопасными — предстояло разрабатывать специальную ткань для них.

Неожиданно возникли проблемы при конструкции стыковочного узла, которые были решены с помощью разработанного АПАС — андрогинно-периферийного аппарата стыковки.



Запуск и полёт кораблей в июле 1975 г. впервые транслировались в прямом эфире. При этом у нас отказала камера цветного изображения (пришлось чинить случайно купленным на Байконуре охотничьим ножом), шлюз — у американцев. Открытию люков мешал кабель. Можно было стыковаться, но перейти в шлюз невозможно. Пришлось на орбите демонтировать стыковочный механизм, чтобы пройти к адаптеру.

После успешного завершения стыковки и посещения «Союза» экипажем «Аполлона» Томасом Стаффордом, Винсом Брандом и Дональдом Слейтоном космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов пригласили их на торжественный обед и достали тубы, на которых красовались этикетки водка «Столичная». Когда обомлевшие американцы приготовились к попойке, выяснилось, что в тубах обычный сок и борщ. Как вспоминал Алексей Леонов, «американцы были удивлены и радовались как дети».