Дискуссия состоялась 20 марта на площадке федерального журнала «Российское образование» и была приурочена к 85-летию отечественной системы среднего профессионального образования.
— В современных условиях, когда Россия сталкивается с санкционным давлением, а также с вызовами импортозамещения и перепрофилирования экономики, становится вновь актуальной потребность в большом количестве специалистов рабочих специальностей для производственной сферы, которыми рынок труда доложены снабдить учреждения системы СПО. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день существенно поменялось отношение к системе СПО в целом.
Значительно увеличилось количество выпускников школ, которые после 9-го и 11-го классов идут в колледжи. Если в начале 2000-х было порядка 10% таких школьников, то сегодня — около 60%. При этом сфера СПО перестала быть маргинальной. Почти половина задействованных в экономики специалистов (около 45%) являются выпускниками СПО.
Однако по факту отличные показатели не всегда могут гарантировать приток рабочей силы на производства. Количество выпускников колледжей и техникумов постоянно увеличивается, но отрасли экономики не получают подпитку такими выпускниками. И дело не только в приросте вакансий на рабочие специальности.
Проблема кроется в том, что достаточно большое количество бывших школьников поступают в учреждения СПО, не желая оставаться в старших классах школы, либо не видя реального уровня получаемых знаний, которые должна давать школа в 10-11-м классах, либо опасаясь ЕГЭ. Поэтому выбор делается в пользу обучения по программам СПО, что дает уже реальную специальность и диплом об образовании, а также упрощает поступление в вузы. Таким образом, техникумы и колледжи становятся промежуточным этапом к получению высшего образования, но не становятся целью.
Для системы вузов это становится скорее плюсом, поскольку после техникумов высшая школа получает более грамотных и подготовленных обучающихся, способных качественно лучше усваивать материал и быстрее осваивать образовательный материал. При этом экономика остро ощущает нехватку как раз тех специалистов, которых выпускала система СПО, и которые должны были занять рабочие вакансии, особенно в сфере обрабатывающей промышленности, торговли и логистики. В профессии остается среднем около 20% выпускников техникумов и колледжей.
При этом есть вопросы относительно перспектив трудоустройства, как ни странно. Вакансии на производствах есть, но не всегда есть надлежащие условия труда и достойная заработная плата. А те вакансии, которые имеют хороший уровень оплаты труда, часто занимают выпускники вузов. Поскольку существует распространенная точка зрения, что они лучше подготовлены и набор их компетенций выше.
Есть вопросы и к самим средним специальным образовательным учреждениям. Две основные проблемы — уровень оснащенности техникумов и колледжей современными техническими и образовательными решениями, позволяющими обучать студентов с учетом современных запросов экономики, а также уровень профессионализма самих преподавателей.
В первом случае вопрос частично решается. Когда на государственном уровне возник вопрос о необходимости реформирования системы СПО, была проведена оценка образовательных программ, и около 120 программ были отменены, что позволило вузам сконцентрировать внимание на подготовке именно востребованных специалистов. Выделяются средства на переоснащение ссузов и проведение их цифровизации. Где-то напрямую, где-то через специальные государственные программы. Но этот процесс, к сожалению, не повсеместный и в меньшей степени влияет на коммерческие учреждения СПО.
Профессионализм преподавателей можно повышать либо путем привлечения более компетентных специалистов, в том числе и практиков, либо за счет обучения имеющихся специалистов по программам повышения квалификации или практического обучения у работодателя. Но в этом вопросе очень многое зависит от финансовых возможностей техникумов и колледжей и желания самих преподавателей получать новые знания.
Решение обозначенных проблем государство видит в федеральном проекте «Профессионалитет», который уже реализуется в 79 субъектах РФ. Фактически это новая программа подготовки кадров, разработанная Министерством просвещения и призванная больше интегрировать в процесс обучения работодателей, которые не только предоставляют базу для практической подготовки, но и непосредственно участвуют в разработке образовательных стандартов. Также работодатели могут реализовывать наставничество в ссузах, тем самым выстраивая профессиональную траекторию необходимым для себя специалистам.
Важным моментом является и то, что в «Профессионалитете» фактически на половину сокращаются сроки обучения, что очень важно для быстрого закрытия потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, а также для бюджетов, поскольку достаточно большое количество студентов учится на бюджетных местах. Сокращая сроки обучения, государство может сократить затраты на одного специалиста и за эти же деньги обучить двоих.
К сожалению, не каждая образовательная программа позволяет подготовить специалиста в сжатые сроки. Поэтому очень важно делать программы «Профессионалитета», да и всей системы СПО, более гибкими и адаптивными, что позволит быстро их переформатировать под конъюнктурные запросы регионального рынка, поскольку именно под его потребности прежде всего и заточена система СПО.
«Профессионалитет» становится одним из этапов реструктуризации системы среднего профессионального образования. При этом это фактически новый практикоориентированный уровень СПО, практически гарантирующий трудоустройство.
Если проводимый эксперимент с «Профессионалитетом» будет признан успешным, а на сегодняшний день нет оснований считать, что будет иначе, он станет ориентиром для реформирования всей системы СПО, учитывающей запросы экономики и заточенной на решение задач технологического лидерства России, трудовой коллаборации со странами БРИКС, а также более адаптивную к запросам как рынка, так и самих будущих работников. В этом и заключается фундаментальная задача, которая ставится перед системой СПО сегодня.