Сегодня история часто переосмысливается. Люди, далекие от науки, не могут найти причины и следствия многих фактов и составить картину дня. Возникают проблемы с доверием к истории в целом: некоторые вещи искажаются, а общий уровень исторической грамотности падает. Важно разбираться во многих процессах и составлять собственное мнение о них.

Самые незащищенные люди в этой ситуации — подростки. Так, по данным Федерального перечня учебников, нынешние школьники учатся по пяти линейкам учебников по истории. Это значит, что некоторые факты в представленной литературе могут отличаться. Необходимо помочь подросткам разобраться в истории, ведь перед ними непосильная задача — объяснять исторические процессы в условиях множества мнений и трактовок.

Проект «Эпоха перемен России» рассказывает об истории понятным и честным языком. В интерактивных форматах (очерки, подкасты, видеозаписи, онлайн-мероприятия) представлены самые яркие события прошлого, позволяющие повысить уровень исторической грамотности. В числе экспертов проекта — профессиональные историки, специализирующиеся на отечественной исторической науке. «Эпоха перемен России» охватывает, пожалуй, самое противоречивое и насыщенное время — XX век. В результате будет создан «ментальный портрет столетия», объясняющий многие исторические закономерности, в том числе влияющие на современность.

Искать взаимосвязь

На вопрос, как проект помогает разбираться в событиях настоящего через прошлое, его руководитель Сергей Кисин, профессиональный историк, отвечает: «Проект «Эпоха перемен» — наша попытка ломиться в открытую дверь, достучаться до небес, предстать «Капитаном Очевидность». Весь мир в курсе, что история движется по спирали, но, по выражению великого историка Василия Ключевского, она учит тому, что ничему не учит. Мы своим проектом хотели бы переломить этот печальный постулат. Показать, как за минувшее столетие истории России многие события при различных обстоятельствах повторялись из раза в раз по схожей даже в деталях схеме. Обратить внимание на то, к чему приводят невыученные уроки прошлого в контексте будущего. Вывести хотя бы рецепт того, чего не нужно делать современным политикам, военным и экономистам, дабы не наступать на грабли минувшего.

В качестве примера Сергей Кисин приводит феодальную раздробленность Древней Руси с кризисом центральной власти XIII века. Она в свою очередь повлияла на кризис царской власти начала XVII века. В обоих случаях создавалась угроза существованию государства на фоне внешних вторжений с установлением чужеземного управления. Подобная же история повторилась уже в начале ХХ века с крушением самодержавия и банкротством либеральной идеи центральной власти. Это едва не стоило России суверенитета и территориальной целостности большей части страны. В ХХ веке историческая спираль скручивалась наиболее показательно. В 1990-е годы мы наблюдали до боли знакомую картину крушения сверхдержавы с банкротством либерализма, внешним управлением и попыткой при воздействии извне растащить страну по сепаратистским анклавам и эксклавам. История вновь повторялась. Уже как фарс. А ведь умение владеть исторической фактурой, анализировать и делать правильные выводы из прошлого поможет избежать подобных ситуаций в будущем, считает Сергей Кисин.

Находить причины

За последние сто лет наша страна пережила множество потрясений — от трех революций до железного занавеса и гласности. При этом информация искажалась уже тогда. Например, по словам историка Антона Аверьянова, лженаучная литература времен перестройки, которая наносила существенный вред общественному сознанию. История являлась и является предметом споров и противоречий, она требует исторической грамотности и объективности.

В рамках проекта проводятся мероприятия, направленные на изучение объективной истории. Одно из них —конференция «Эпоха перемен России: ментальный портрет столетия», которая прошла 10 июня в онлайн-формате. Спикеры Антон Аверьянов и Наталья Кравченко, специалисты Южного федерального университета, рассказали о XX веке с точки зрения макро- и микро-истории.

От общего к частному

История XX века с точки зрения макроаспекта связана прежде всего с идентичностью. Об этом заявил Антон Аверьянов, доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ХХ-ХХI веков Института истории и международных отношений ЮФУ. Если раньше идентичность была национальной, то в дальнейшем она переросла в гражданскую. То есть с начала XX столетия и прихода большевиков к власти было важно осознавать себя как человека, принадлежащего к определенной национальности. После же постепенного распада СССР необходимо идентифицировать себя как гражданина определенного государства. Такое глобальное изменение объясняет и преемственность истории — в настоящий момент Россия также находится в поисках своей идентичности.

«Эпоха перемен в России продолжается», — отметил Антон Аверьянов.

С точки зрения микроистории, ментальные особенности простого советского гражданина находят отголоски в современном российском обществе. Об этом рассказала Наталья Кравченко, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений ЮФУ. Она привела некоторые примеры взаимосвязи прошлого и настоящего: «синдром Плюшкина» с неосознанным накапливанием вещей из-за угрозы дефицита, мобилизационный тип потребления товаров в сложные исторические периоды (пандемия коронавируса или военная спецоперация на Украине с массовой закупкой гречки и сахара), феномен «женского воспитания» (образование на всех ступенях давалось прежде всего женщинам). Эксперт также выявила главное отличие между человеком вчера и сегодня: если в прошлом в сознании советского гражданина преобладало коллективное начало, то теперь — больший уклон в сторону индивидуализма.

«ХХ век поменял сознание русского человека», — считает Наталья Кравченко.

Историческая грамотность — ключ к грамотности человеческой. Просветительские проекты по типу «Эпохи перемен России» обязаны всеми силами воздействовать на современное понимание истории и помогать простым людям справляться с большим и некачественным потоком ложной информации. Это в свою очередь позволит объяснить многие события современности и составить объективное мнение о них.

Татьяна Жукова