Причинно-следственная связь
— Качество образования зависит от огромного числа параметров. Очевидно, что оно зависит от культуры и знаний в стране, от культуры родителей, от раннего развития и дошкольного воспитания, от федеральных государственных образовательных стандартов, от примерных образовательных программ. Зависит от материально-технического обеспечения, от компьютеризации, от качества педагогического состава и его мотивации, от мотивации учащихся и их здоровья, от ресурсов, которые выделяются на образование, от качества государственного управления, от качества законов, от системы оценивания. И, безусловно, зависит от людей — от тех, кто учит, и от тех, кто учится. При этом решение множества вопросов зависит от одного фактора. На мой взгляд, российская система образования, как и российская система науки, недофинансирована, и недофинансирована очень серьезно.
Есть показатель — расходы на образование как доля в валовом внутреннем продукте страны. По этому показателю Россия занимает 98-е место в мире! При этом у нас хорошая система образования — во многом благодаря заслуге конкретных людей, работающих в отрасли. Но ясно, что мы не сможем удерживать высокие позиции, имея 98-е место по финансированию образования.
Кадровые нюансы
— С недофинансированием напрямую связана проблема кадров. Молодежь хочет жить сразу, а не тогда, когда удастся добиться больших вершин. Нельзя надеяться, что выпускники педвузов пойдут в школы на те ставки заработной платы, которые сейчас существуют. Схема оплаты труда педагогов, предложенная министром просвещения Ольгой Васильевой (70% от средней по экономике региона), поможет продвинуть сферу вперед и привлечь молодежь в школы. Эту инициативу наш комитет поддерживает.
Имеется и проблема вспомогательного персонала. Все последние годы в российских школах происходило его сокращение, причем таких необходимых специалистов, как логопеды и дефектологи. Это тоже упирается в деньги.
На местах виднее
— Решение проблемы второй смены в школах также зависит от финансирования. Не может быть качественного образования во вторую и третью смены. Президент поставил цель ликвидировать их к 2025 году. С нынешним уровнем финансирования мы сможем ликвидировать третью смену к 2024 году, но ликвидация второй смены — очень важная проблема.
Проблема малокомплектных школ тоже связана с финансированием. Здесь нужно четко учитывать региональную специфику. Считаю, что не Минфин должен решать, какой должен быть норматив финансирования малокомплектных школ, а региональные власти — им на местах виднее. И, безусловно, расходы на малокомплектные школы ни в коем случае нельзя считать расходами неэффективными или даже нецелевыми, как порой считают в Минфине.
Лимит на проверки
— Серьезная проблема — избыточное бюрократическое регулирование, излишняя бумажная отчетность и многочисленные проверки школ. Они просто зашкаливают!
Если пришли проверять — проверяйте все в конце августа, и больше чтобы вас не было. Хватит. И если вам нужна какая-то информация, то законом определено, какая информация должна быть на сайте образовательных организаций, и это исчерпывающая информация — никакой другой информации никто запрашивать не должен. Нельзя удовлетворять свое любопытство, часто чисто бюрократического свойства, за счет времени учителей —того времени, которое должно быть отведено на учеников.
Также органам контроля за образованием необходимо создавать стимулы для того, чтобы дети старших классов не прекращали заниматься по всем тем предметам, по которым они не сдают ЕГЭ. Здесь много разных рецептов — от восстановления среднего базового аттестата при поступлении в высшие учебные заведения до расширения количества экзаменов и т.д.
Стратегическое видение
— Ранее депутаты Государственной думы приняли закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», появляются и стратегии развития страны в самых разных направлениях. Но до сегодняшнего дня и в обозримой перспективе у нас нет стратегии развития образования — ни общего, ни функционального. Без такой стратегии мы не можем выработать наше видение будущего, потому что именно ради будущего мы все работаем и живем. ||